logo search
ТЕКСТЫ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

Как считает В.Л. Васильев, изучение личности осужденного к моменту его освобождения из ИУ имеет большое значение для решения вопросов борь­бы с рецидивной преступностью. С этой проблемой тесно связана проблема адап­тации освобожденного к условиям нормального существования в обычной со­циальной среде на свободе. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вы­шедшие из ИУ, вновь совершают преступления. И здесь встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее актуальна, чем про­блема доказательства виновности.

Обобщение опыта деятельности ИУ убеждает в необходимости проведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завер­шающим звеном в процессе исправления и перевоспитания осужденных. Эта подготовка осужденных заключается в активизации их психики, настроя их чувств, привычек, психических состояний в формировании установки на над­лежащее поведение в новых условиях. С помощью таких целенаправленных психических воздействий у осужденного формируется психологическая готов­ность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Вызвана психологическая подготовка и тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфическими трудно­стями, к преодолению которых он не всегда готов. Для осужденных такая встреча часто бывает неожиданной и вызывает реакции, неадекватные усло­виям ситуации и требованиям норм морали. Это часто усугубляется непра­вильным отношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оценивать свое поведение и поступки других людей и, как следствие, неправильно действовать. Психологическая подго­товка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.

Следует прежде всего активизировать положительные качества личности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Можно сделать это обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политичес­ких и правовых чувств, выражением уверенности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Психологическое воздействие, при котором осуж­денный получает информацию непосредственно, называется прямым. Приме­ром этого вида воздействия могут служить психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых действий и поступков. Психологическое воздействие называется косвенным, когда в про­цессе психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступать в том или ином случае на основе опыта других людей.

Освобождающихся из мест заключения лиц можно разделить условно на три категории:

1) лица, вполне исправившиеся в период отбытия наказания;

2) лица с дефектами воспитания;

3) лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания.

Процесс адаптации к условиям нормального существования в нормаль­ной социальной среде после длительного срока лишения свободы - сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и мо­ральных качеств, хорошо развитого правосознания. Успех адаптации зависит от трех групп факторов. К первой группе относится личность самого осво­божденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравственность, этика, специальность, трудовые на­выки и т. д. Ко второй - условия внешней среды, окружающей личность ос­вобожденного. Наличие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, тактика работников милиции, которые осуществляют надзору. К третьей группе относятся условия, в которых осужденный ИУ находился и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация тру­дового коллектива осужденных, срок пребывания в ИУ, учеба, воспитатель­ное воздействие администрации.

Процесс адаптации освобожденных из ИУ завершается обычно к трем го­дам, а преобладающей их части - к одному году. Самое трудное время для адаптации - период от 3 до 6 месяцев. Именно в это время требуется наибо­лее интенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации ос­вобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденные из мест лишения свобо­ды не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нару­шают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

Социальная адаптация считается успешной, если социально полезные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенных отклонений. Нормально адаптиро­ванный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими ли­цами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, не злоупотреб­ляет алкоголем, не допускает правонарушений.

Общественными являются миротворческие усилия церкви, ее вклад в восстановление и учреждение общечеловеческих норм и ценностей. Речь здесь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте центра социальной адаптации, а об участии в работе центра верующих и религиозных деятелей в качестве отдельных лиц.

Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращение в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следователя, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.