Расстройства сна
Под нарушениями сна подразумевают две группы расстройств: нарушения состояния бодрствования – гиперсомнии и нарушения сна – инсомнии. В основе расстройств сна первой группы лежат церебральные нарушения, сопровождающиеся недостаточностью восходящих активирующих систем мозга. Нарушения сна, или инсомнии, могут явиться следствием избыточной активации восходящих активирующих систем ретикулярной формации, а также нарушения деятельности синхронизирующих систем мозга.
Инсомния – это состояние, характеризуемое затруднением начала сна и его поддержанием, часто сочетающееся с дневной слабостью, сонливостью, снижением работоспособности.
Бессонница часто возникает как следствие перевозбуждения коры, например при курении, напряженной творческой работе перед сном. При этом усиливаются тормозные нисходящие влияния нейронов лобной коры на гипоталамические центры сна, и подавляется механизм их блокирующего действия на ретикулярную формацию ствола мозга.
Различают бессонницу юношескую, когда преобладают процессы возбуждения над процессами торможения, и пациент не может заснуть, а утром ему трудно проснуться. При старческой бессоннице, человек легко засыпает в 8 - 9 часов вечера за чтением или у телевизора, затем просыпается ночью и не может уснуть до утра.
Расстройство сна наблюдается при тяжёлых переживаниях, неврозах, психических заболеваниях, при органических болезнях мозга и многих других нарушениях здоровья.
Нарушенное засыпание может проявляться:
- длительным засыпанием, сон носит поверхностный характер, пациенты легко просыпаются от малейших раздражителей;
- прерывистым засыпанием, после нормального кратковременного засыпания возникают неприятные сновидения, двигательное беспокойство. Сон носит поверхностный характер, пациенты легко просыпаются от малейших раздражителей, испытывая отрицательные эмоции;
- несовершенным засыпанием, характеризующимся недостаточно глубоким сном, без сновидений и отрицательных эмоций.
Преждевременное пробуждение наступает после глубокого сна и сопровождается плохим самочувствием, чувством страха. Может быть пробуждение с лёгким нарушением ориентировки в месте и времени, без существенного нарушения самочувствия.
Плохой ночной сон может сочетаться с трудным пробуждением, непреодолимой дневной сонливостью, повышенной возбудимостью, вялостью, снижением трудоспособности.
Неглубокий сон часто наблюдается при частичной блокаде механизмов активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга.
Летаргия. В переводе с греческого языка означает истерический сон, «малая жизнь», мнимая смерть.
Летаргический сон может наблюдаться при раздражении центров сна заднего гипоталамуса сосудистым или опухолевым патологическим процессом.
Состояние патологического сна с более или менее выраженным ослаблением физических проявлений жизни, с обездвиженностью, значительным понижением обмена веществ, пульса, частоты дыханий и сердцебиений, отсутствием реакции на звуковые и болевые раздражения. В течение нескольких суток человек не ест, не пьёт, отсутствуют физиологические отправления, наступает потеря в весе, обезвоживание. Приступы летаргии возникают внезапно и внезапно заканчиваются. Продолжительность летаргии от нескольких часов до нескольких недель.
В тяжёлых случаях летаргии имеется картина мнимой смерти: кожа холодная и бледная, зрачки не реагируют на свет, дыхание и пульс трудно определяемы, сильные болевые раздражения не вызывают реакции у больного. Описаны случаи наблюдения многолетнего летаргического сна, с сохраняющейся возможностью приёма пищи и физиологическими отправлениями.
Нарколепсия – в переводе с греческого языка означает приступ онемения.
Заболевание проявляется приступами непреодолимой сонливости днём, полной или частичной утраты мышечного тонуса, нарушениями ночного сна и изменениями личности. В ряде случаев им предшествуют слабость, разбитость, головная боль, чувство жара, головокружения, яркие зрительные галлюцинации. Приступы сонливости возникают в условиях покоя, тепла, монотонной деятельности, иногда в определённые часы дня. Часто больные засыпают во время еды. Приступы возможны в ситуациях опасных для жизни – сонливость, как правило, сочетается с сохранностью моторных актов. Поэтому, заснувший стоя, не падает; идущий – продолжает идти; держащий предмет – не роняет его.
Приступ длится от нескольких секунд до нескольких минут, от 1 до 100 приступов в день, но чаще 4-5.
Возможны яркие, неприятного содержания сновидения, кошмары.
Возникает преимущественно в молодом возрасте, после 40 лет в единичных случаях.
Нарколепсия может наблюдаться в том случае, когда отсутствуют биологически активные факторы сна, длительно фиксирующие характерную для него корково-подкорковую интеграцию.
Синдром Пиквика - сочетание хронической прогрессирующей дыхательной недостаточности с ожирением, сонливостью, постепенным развитием легочного сердца. Название синдрома было навеяно художественным произведением Ч. Диккенса «Записки Пикквикского клуба».
Центральное место в развитии заболевания отводится нарушению функции гипоталамуса, которое проявляется нарушением аппетита, ожирением, расстройствами сна в виде апноэ. Ожирение развивается по гипоталамическому типу (лицо, шея, грудь, живот). Люди, страдающие этой болезнью, засыпают сразу же, когда находятся в спокойной обстановке, во время приёма пищи, осмотра врача.
Встречаются и другие расстройства сна, такие как: пробуждение вследствие ужаса и страха, снохождения и сноговорения, бруксизм (скрежет зубами), энурез, нарушение глотания во сне, первичный храп, синдром внезапной ночной смерти и другие.
Сторожевые пункты сна
Понятие о «сторожевых пунктах сна», как причине частичного бодрствования во время сна, объясняется наличием определенных каналов реверберации возбуждений между подкорковыми структурами и корой большого мозга. Это происходит на фоне снижения восходящих активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга.
«Сторожевой пункт», или очаг, может определяться сигнализацией от внутренних органов, внутренними метаболическими потребностями и внешними жизненно важными обстоятельствами. Иногда «сторожевые пункты» могут иметь прогностическое значение, например, в случае патологических изменений в том или ином органе, импульсация от него может определять характер сновидений и быть своего рода прогнозом заболевания, которое пока не ощущается в бодрствующем состоянии.
Гипноз
Наиболее неизученной остается природа гипнотического состояния. Гипнотическое состояние — своеобразная форма частичного сна на фоне бодрствования. Гипноз создается либо монотонными, либо резкими воздействиями гипнотизера. Полагают, что гипнотическое состояние создается гипнотизером за счет возбуждения лимбико-гипоталамических структур на фоне сохраняющейся части восходящих активирующих влияний ретикулярной формации на кору мозга, определяющих поведенческую деятельность.
Электросон
Избирательная активация лимбических структур мозга наблюдается при воздействии на мозг импульсов электрического тока — при так называемом электросне. При этом формируется гипнозоподобное состояние.
Лечебное действие сна
Сон как особое состояние организма и, прежде всего состояние мозга, характеризующееся специфическими корково-подкорковыми соотношениями и секрецией специальных биологически активных веществ, применяется для лечения невротических, астенических состояний, снятия психоэмоциональ-ного напряжения и при ряде психосоматических заболеваний. К ним относятся ранние стадии артериальной гипертензии, нарушения сердечного ритма, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, кожные и эндокринные расстройства.
Следует иметь в виду, что фармакологический сон не всегда адекватен по своим механизмам, и, прежде всего корково-подкорковым отношения, нормальному сну. Поэтому увлечение фармакологическим сном вряд ли оправдано, и каждый человек должен обеспечить себе оптимальные условия для полноценного сна.
Литература:
[5] Стр. 46 - 52.
[8] Стр. 17 - 25.
[18] Стр. 701—714.
- Оглавление:
- Введение
- Лекция 1 Общие вопросы физиологии поведения
- Лекция 2 Роль физиологических систем организма в регуляции поведения человека Общие принципы функционирования целого организма
- Системное квантование процессов жизнедеятельности
- Центры регуляции функций
- Лекция 3 Методы психофизиологических исследований
- Лекция 4 Управляющие и рабочие системы организма
- Управляющие и рабочие системы организма
- Лекция 5 Основы жизнедеятельности
- Клеточный метаболизм
- Минеральный обмен
- Обмен углеводов
- Обмен жиров
- Обмен белков
- Обмен энергии
- Законы термодинамики
- Первичная и вторичная теплота
- Основной обмен
- Закон поверхности тела Рубнера
- Расход энергии при физической нагрузке
- Лекция 6 Терморегуляция
- Терморегуляция
- Пойкилотермия
- Гетеротермия
- Системные механизмы регуляции температуры
- Температурные «ядро» и «оболочка»
- Ритмические изменения температуры
- Температурная схема тела
- Температура крови
- Рецепция результата Локализация и свойства терморецепторов
- Нервные центры
- Исполнительные механизмы
- Теплообразование
- Теплоотдача
- Регуляция теплоотдачи
- Потоотделение
- Локальная терморегуляция
- Гормональная терморегуляция
- Нейрогуморальная регуляция
- Условно-рефлекторная терморегуляция
- Терморегуляция при теплохолодовых процедурах
- Биологические функции воды
- Источники воды и пути выведения из организма
- Виды воды в организме
- Методы определения объема жидких фаз организма
- Электролитный состав жидких сред организма
- Функции системы крови
- Нервные центры
- Исполнительные механизмы
- Осмотическое давление
- Свертывание крови (гемостаз)
- Противосвертывающая система крови
- Реакция «самоторможения»
- Фибринолиз
- Трансцеллюлярные жидкости
- Лекция 8 Железы внутренней секреции
- Механизм действия гормонов
- Общие свойства гормонов
- Поджелудочная железа
- Надпочечники
- Щитовидная железа
- Околощитовидные железы
- Половые железы
- Вилочковая железа (тимус)
- Лекция 9 Гипоталамо-гипофизарная система. Эндокринная функция печени и почек
- Соматотропный гормон
- Гормоны задней доли гипофиза
- Активность гормонов задней доли гипофиза
- Окситоцин
- Эндокринная функция почек
- Печеночная и желчная секреция
- Лекция 10 Организация нервной системы
- Спинной мозг и спинномозговые нервы
- Внутреннее строение
- Продолговатый мозг
- Внутреннее строение
- Задний мозг
- Мозжечок
- Средний мозг
- Промежуточный мозг
- Гипоталамус
- Конечный мозг
- Кора головного мозга
- Лекция 11 Проведение возбуждения
- Проведение возбуждения по целому нерву
- Системная организация проводящих путей
- Лекция 12 Синаптическая передача
- Синаптическая передача
- Ультраструктура синапса
- Классификация синапсов
- Этапы и механизмы синаптической передачи
- Синтез медиатора
- Секреция медиатора
- Взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны
- Инактивирование медиатора
- Электрическая теория передачи возбуждения
- Свойства синапсов
- Синаптическая передача в мозге
- Позвонки
- Спинной мозг
- Белое и серое вещество спинного мозга
- Серое вещество спинного мозга
- Центры внс
- Парасимпатический отдел
- Особенности строения симпатических и парасимпатических нервов
- Метасимпатическая часть вегетативной нервной системы
- Физиологические свойства симпатической нервной системы
- Физиологические свойства парасимпатической нервной системы
- Функциональный антагонизм симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы
- Лекция 15
- Пищеварительная система
- Чувствительные вегетативные пути
- Центры регуляции вегетативных функций
- Гипоталамус
- Температура тела
- Потребление пищи
- Передняя и задняя доли гипофиза
- Лимбическая система
- Поведенческие акты
- Лекция 16
- Обнаружение и различение сигналов Сенсорная рецепция
- Классификация рецепторов
- Сенсорные пороги Абсолютная чувствительность сенсорной системы
- Дифференциальная сенсорная чувствительность
- Передача и преобразование сигналов
- Кодирование информации
- Детектирование сигналов
- Опознавание образов
- Взаимодействие сенсорных систем
- Механизмы переработки информации в сенсорной системе
- Лекция 17 Общие свойства сенсорных систем Анатомия и физиология органов вкуса и обоняния
- Методы исследования сенсорных систем
- Вкусовая система
- Вкусовые ощущения
- Центральные вкусовые пути
- Обонятельная система
- Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы
- Висцеральные ощущения и восприятие
- Основные количественные характеристики сенсорных систем человека
- Лекция 18 Анатомия и физиология кожи Общий покров
- Кожная рецепция
- Температурная рецепция
- Мышечная и суставная рецепция
- Лекция 19 Нейрофизиология боли
- Классификация боли
- Особые формы боли
- Причины возникновения боли
- Рецепторы и проводящие пути
- Афферентные ноцицептивные волокна
- Боль как системная интегративная реакция организма
- Нейрохимические механизмы болевого ощущения
- Поведенческие и вегетативные проявления боли
- Эндогенная антиноцицептивная система
- Эндогенные механизмы регуляции болевого ощущения. Эндорфины и энкефалины
- Нейротензины и другие пептиды
- Серотонинергическая регуляция болевого ощущения
- Психогенная регуляция болевого ощущения
- Лекция 20 Анатомия и физиология зрительной системы
- Строение глаза
- Зрачковый рефлекс
- Формирование изображения
- Аккомодация
- Острота зрения
- Аномалии рефракции
- Фоторецепция
- Палочки и колбочки
- Переработка информации нейронами сетчатки
- Центральные зрительные пути
- Зрительная кора
- Активность зрительной коры
- Наружное и среднее ухо
- Внутреннее ухо
- Кортиев орган
- Возбуждение рецепторов
- Различение высоты звука
- Центральные слуховые пути
- Вестибулярная система
- Маточка и мешочек
- Полукружные каналы
- Центральные вестибулярные пути
- Лекция 22 Управление движениями
- Общие сведения о нервно-мышечной системе
- Проприорецепция (глубокомышечное чувство)
- Центральные аппараты управления движениями
- Двигательные программы
- Координация движений
- Типы движений
- Выработка двигательных навыков
- Лекция 23
- Биологическое значение сна
- Объективные признаки сна
- Электроэнцефалографические показатели сна
- Соматовегетативные проявления сна
- Фазы сна и сновидения
- Фазы сна и психическая деятельность
- Теории сна
- Сенсорные механизмы сна
- Роль ствола мозга в механизмах сна
- Биологически активные вещества в механизмах сна
- Расстройства сна
- Лекция 24 Функциональные состояния
- Определение функционального состояния
- Роль и место функционального состояния в поведении
- Модулирующая система мозга
- Модулирующие нейроны
- Лекция 25 Психофизиология внимания
- Теории фильтра
- Проблема внимания в традиционной психофизиологии
- Проблема внимания в системной психофизиологии
- Лекция 26 Эмоции
- Общая характеристика эмоций
- Отрицательные и положительные эмоции
- Приспособительное значение эмоций
- Системные механизмы эмоций
- Физиологические основы эмоций
- Субстрат эмоций
- Теории эмоций
- Периферическая теория эмоций
- Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций
- «Застойные эмоции»
- Эмоции и обучение
- Эмоциональная основа обучения
- Медицинские аспекты эмоций
- Периферические компоненты эмоций
- Произвольные и непроизвольные периферические компоненты эмоций
- Обратные влияния периферических органов
- Отрицательные эмоции в генезе психосоматических заболеваний
- Механизмы «застойных эмоций»
- Конфликтная ситуация — ведущий фактор формирования «застойной отрицательной эмоции»
- Лекция 27 Адаптационный синдром
- Эмоциональный стресс
- Динамика эмоционального стресса
- Направленное повышение устойчивости к эмоциональному стрессу
- Профилактика последствий эмоциональных стрессов
- Воспитание эмоций
- Лекция 28 Мотивации
- Классификация мотиваций
- Общие свойства биологических мотиваций
- Теории мотиваций
- Механизмы формирования биологических мотиваций
- Трансформация внутренней потребности в мотивационное возбуждение
- Свойства мотивационных центров
- Отражение мотивации в электрической активности мозга
- Мотивация как особое состояние мозга
- Мотивации и эмоции
- Свойства мотивационного состояния
- Корково-подкорковая интеграция в структуре мотивационного возбуждения
- Пейсмекерная роль гипоталамических центров в структуре доминирующей мотивации
- Молекулярная интеграция мотивационного возбуждения
- Механизмы трансформации мотивации в целенаправленное поведение
- Мотивация и память
- Направляющий компонент доминирующей мотивации
- Мотивации и подкрепление
- Биологические мотивации в формировании личности
- Патологические мотивации
- Лекция 29 Общие принципы организации поведения
- Взаимодействие с внешним миром
- Функциональные системы гомеостаза и поведения
- Рефлекторный принцип организации поведения
- Условные рефлексы
- Правила выработки условных рефлексов
- Классификация условных рефлексов
- Закон силовых отношений
- Механизмы образования условного рефлекса
- Конвергентная теория условного рефлекса п.К.Анохина
- Ограничения рефлекторной теории поведения
- Системный принцип организации поведения
- Результат как ведущий фактор организации поведения
- Разновидности поведенческих результатов
- Результат как системообразующий фактор поведения
- Оценка результата поведения с помощью обратной афферентации
- Потребность и доминирующая мотивация как системоорганизующие факторы поведения
- Программирование поведения
- Саморегуляция поведения
- Квантование поведения
- Кванты поведения — единицы системной деятельности
- Общие постулаты системной организации поведения
- Принципиальные отличия от рефлекторной теории поведения
- Лекция 30 Психофизиология бессознательного
- Понятие бессознательного в психофизиологии
- Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия
- Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов
- Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне
- Функциональная асимметрия полушарий
- Обратные временные связи Роль обратных временных связей в нервном механизме «психологической защиты»
- Значение неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной деятельности
- Роль бессознательного при некоторых формах патологии
- Лекция 31 Психофизиология сознания
- Основные концепции сознания
- «Светлое пятно»
- Повторный вход возбуждения и информационный синтез
- Мозговая основа ощущений
- Механизмы мышления Метод картирования внутрикоркового взаимодействия
- Сознание, общение, речь
- Функции сознания
- Три концепции — одно сознание
- Лекция 32 Психофизиология памяти
- Временная организация памяти
- Процессы, связанные с памятью
- Филогенетические уровни биологической памяти
- Градиент ретроградной амнезии
- Стадии фиксации памяти
- Основные положения теории консолидации энграммы
- Гипотеза одного следа и двух процессов
- Кратковременная и долговременная память
- Спонтанное восстановление памяти
- Восстановление энграммы действием второго электрошока
- Восстановление памяти методом напоминания
- Восстановление памяти методом ознакомления
- Ретроградная амнезия для реактивированных следов памяти
- Основные положения теории активной памяти
- Организация активной памяти
- Гипотеза о распределении энграммы
- Распределенность энграммы в опытах с локальными раздражениями мозга
- Распределенность энграммы по множеству элементов мозга
- Нейрофизиологические исследования распределенности энграммы
- Процедурная и декларативная память
- Дискретность мнемических процессов
- Константа Ливанова
- Объем и быстродействие памяти
- Диапазон ощущений
- Нейронные коды памяти
- Лекция 33 Психофизиология научения
- Механизмы научения
- Реактивное поведение
- Когнитивное научение -
- Психологические и биологические теории научения
- Подход к научению как процессу
- Представление о нейрофизиологических механизмах научения
- Специфика психофизиологического рассмотрения научения
- Системная психофизиология научения Проблема элементов индивидуального опыта
- Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта
- Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности
- Связанные с событиями потенциалы мозга (ссп)
- Лекция 34 Системные механизмы поведения
- Механизмы врожденного поведения Инстинкты
- Системные компоненты инстинкта
- Особенности формирования инстинктивной деятельности
- Проявления инстинктивной деятельности
- Программирование инстинктивного поведения
- Факторы, определяющие программирование инстинктивной деятельности
- Общие закономерности формирования врожденных форм поведения
- Поведение в изменяющейся среде, приобретенное поведение.
- Онтогенез обучения
- Программирование приобретенного поведения на основе условных рефлексов
- Системные механизмы приобретенного поведения
- Динамические программы поведения
- Общие закономерности формирования приобретенного поведения
- Системогенез поведенческих актов
- Динамический стереотип
- Адаптивная роль поведения
- Торможение условно-рефлекторной деятельности
- Внешнее (безусловное) торможение
- Охранительное торможение
- Внутреннее (условное) торможение
- Лекция 35 Системная архитектоника поведенческих актов
- Афферентный синтез
- Предпусковая интеграция
- Пусковой стимул
- Нейрофизиологические механизмы афферентного синтеза
- Роль различных отделов головного мозга
- Значение стадии афферентного синтеза
- Принятие решения
- Акцептор результата действия
- Нейрофизиологические механизмы акцептора результата действия
- Эфферентный синтез
- Действие
- Оценка результатов действия
- Невозможность достижения потребного результата - конфликтная ситуация
- Рефлекторная дуга и системная архитектоника поведенческого акта
- Медицинские аспекты системной организации поведения
- Типы высшей нервной деятельности
- Экспериментальные неврозы
- Характеристика невротических состояний
- Сигнальные системы действительности
- Информационные свойства функциональных систем
- Лекция 36 Психическая деятельность человека
- Функциональные системы психической деятельности
- Архитектоника психической деятельности
- Афферентный синтез
- Мотивация и акцептор результатов действия
- Системные кванты психической деятельности
- Информационная основа системных квантов психической деятельности
- Мыслительная деятельность
- Узловые механизмы мыслительной деятельности
- Информационные эквиваленты мыслительной деятельности
- Эмоциональная основа психической деятельности
- Словесная основа мыслительной деятельности
- Морфофункциональные основы опознания зрительного объекта
- Динамика мыслительной деятельности
- Системогенез мыслительной деятельности
- Эндогенное и экзогенное построение мысли
- Саморегуляция мыслительной деятельности
- Творческая деятельность
- Программирование мыслительной деятельности
- Мотивация мыслительной деятельности
- Тема 1. Общие вопросы физиологии поведения
- Тема 2. Роль физиологических систем организма в регуляции поведения человека.
- Тема 3. Методы психофизиологических исследований.
- Тема 4. Управляющие и рабочие системы организма.
- Тема 5. Основы жизнедеятельности
- Тема 6. Терморегуляция
- Тема 7. Жидкие среды организма
- Тема 8. Железы внутренней секреции
- Тема 9. Гипоталамо-гипофизарная система
- Тема 10. Организация нервной системы.
- Тема 11. Проведение возбуждения
- Тема 12. Синаптическая передача.
- Тема 13. Строение позвоночника и спинного мозга
- Тема 14. Вегетативная нервная система
- Тема 15. Нервная регуляция функций внутренних органов
- Тема 16. Сенсорные системы
- Тема 17. Общие свойства сенсорных систем Вкус и обоняние
- Тема 18. Анатомия и физиология кожи
- Тема 19. Нейрофизиология боли
- Тема 20. Зрительная система
- Тема 21. Органы слуха и равновесия
- Тема 22. Управление движениями
- Тема 23. Сон
- Тема 24. Функциональные состояния
- Тема 25. Внимание
- Тема 26. Эмоции
- Тема 27. Адаптационный синдром
- Тема 28. Мотивации
- Тема 29. Общие принципы организации поведения
- Тема 30. Бессознательное
- Тема 31. Сознание
- Тема 32. Память
- Тема 33. Научение
- Тема 34. Системные механизмы поведения
- Тема 35. Системная архитектоника поведенческого акта
- Тема 36. Психическая деятельность человека
- Литература