Модулирующая система мозга
Блок модулирующих систем мозга регулирует тонус коры и подкорковых образований. Он оптимизирует уровень бодрствования в отношении в отношении выполняемой деятельности и обусловливает адекватный выбор поведения в соответствии с актуализированной потребностью. Только в условиях оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные избирательные системы связей, программировать деятельность, осуществлять контроль над ней.
И.П.Павлов неоднократно возвращался к вопросам о решающей роли в реализации полноценной условнорефлекторной деятельности оптимального тонуса мозговой коры, необходимости высокой подвижности нервных процессов, позволяющих с лёгкостью переходить от одной деятельности к другой. В условиях оптимальной возбудимости коры нервные процессы характеризуются известной концентрированностью, уравновешенностью возбуждения и торможения, способностью к дифференцировке и, наконец, высокой подвижностью нервных процессов, которые обусловливают протекание каждой организованной целенаправленной деятельности.
Аппаратом, исполняющим роль регулятора уровня бодрствования, а также осуществляющим избирательную модуляцию и актуализацию приоритета той или иной функции, является модулирующая система мозга. Её часто называют лимбико-ретикулярный комплекс или восходящая активирующая система. К нервным образованиям этого аппарата относятся лимбическая система и неспецифическая система мозга. С их помощью нижележащие модулирующие аппараты таламического и стволового отделов вовлекаются в реализацию этих процессов, и таким образом обеспечивается достаточный уровень активности для осуществления сложных форм высшей нервной (психической) деятельности.
А). Стволово-таламо-кортикальная система
Исследования Д.Моруцци и Г.Мэгуна привели их к открытию в стволе на уровне среднего мозга неспецифической системы, или мезенцефалической ретикулярной формации, активирующей кору больших полушарий. Они установили, что высокочастотная электрическая стимуляция стволовой РФ вызывала увеличение бдительности животного и пробуждение его ото сна; низкочастотная стимуляция оказывала противоположное действие, вызывая состояние покоя, а разрушение неспецифической системы ствола мозга приводило животное в коматозное состояние.
Позже неспецифическая система была найдена в таламусе. Вначале казалось, что эта система распространяет на кору исключительно синхронизирующие ритмические влияния, так как легко воспроизводит ритм низкочастотного электрического раздражения неспецифических ядер таламуса, широко распространяя его на кору. Однако Г.Джаспер обнаружил, что сенсорное раздражение вызывает локальное и модально-специфическое подавление искусственно вызванных потенциалов «вовлечения». Он сформулировал свою теорию о диффузно-проекционной таламической системе, согласно которой неспецифические ядра таламуса влияют на кору, вызывая ЭЭТ — десинхронизацию в виде разрушения регулярной медленно волновой активности. Таламическая неспецифическая система создает локальную активацию коры, проецируясь к ее отдельным зонам, воспринимающим сенсорные сигналы от модально-специфических путей. Это отличает ее от РФ ствола мозга, вызывающей генерализованную активацию, которая захватывает обширные зоны коры. Последняя более длительна и менее устойчива к угашению при многократном воспроизведении одним и тем же стимулом по сравнению с реакцией активации таламического происхождения. Эти различия позволяют связывать функцию стволовой неспецифической системы с поддержанием в мозге определенного уровня фоновой активности, а таламическую неспецифическую систему — с селективным вниманием и локальным ориентировочным рефлексом. Вместе с тем, при выполнении человеком задания, требующего бдительности и внимания, таламическая и стволовая РФ действуют совместно — в обеих структурах наблюдается одновременное увеличение локального мозгового кровотока.
Нейроны коры во время ЭЭТ — десинхронизации обнаруживают признаки активации в виде:
1) снижения порога возбудимости нейронов на адекватное раздражение;
2) усиления свойства полимодальности — под влиянием неспецифической активации нейрон начинает отвечать на стимулы тех модальностей, которые он игнорировал в отсутствии активации;
3) увеличения лабильности, которое может быть измерено по укорочению циклов восстановления вызванных потенциалов и по изменению частотного состава реакции усвоения ритма сенсорного раздражения биотоками мозга. Все эти эффекты наблюдаются вместе с увеличением негативности постоянного потенциала коры, представляющим механизм медленной модуляции ФС.
Вместе с тем ФС нейронов определяется не только сдвигом постоянного потенциала, но и ритмической модуляцией, создаваемой основными ритмами биотоков мозга. Показано, что максимальная возбудимость сенсорных нейронов и выполнение двигательных реакций синхронизированы с определенной фазой альфаритма у человека и тета-ритма у животных. Ритмическая активность мозга, синхронизируя во времени возбудимость удаленных нейронов, создает условия для их взаимодействия в процессе реализации той или иной функции, а также при обучении.
Исследование влияний таламуса на кору показано существование в нем нейронных пейсмекеров для низкочастотных ритмов. Они были найдены в его специфических ядрах и в неспецифическом таламусе. При спокойном состоянии животного эти нейроны имеют тенденцию разряжаться последовательностью пачек спайков. Пачечные разряды нейронов таламуса имеют фазовую специфичность.
Сенсорные раздражения (звуковые, кожные и др.) вызывают в неспецифическом таламусе реакцию десинхронизации в виде разрушения пачек спайков и замены их одиночными спайками. Нейронная таламическая реакция десинхронизации соответствует появлению в коре ЭЭГ — реакции активации.
Таким образом, таламические структуры мозга работают в двух режимах: в режиме пачечных разрядов, вызывая в ЭЭГ, синхронизированные и ритмические колебания, и в режиме десинхронизации пачек спайков. Последнему режиму соответствует появление ЭЭГ — реакции активации. У человека она обычно выглядит в виде подавления, блокады альфаритма, который замещается иррегулярной активностью низкой амплитуды. Именно поэтому ее часто рассматривали как выражение десинхронизации регулярной нейронной активности.
Новый взгляд на механизм ритмической активности нейронов связан с открытием разнопороговой кальциевой проводимости. Установлено, что высокопороговые кальциевые каналы в основном представлены на дендритах, тогда как низкопороговые локализованы преимущественно на соли клеток. Оптимальными условиями для срабатывания низкопороговых кальциевых каналов являются гиперполяризационные изменения мембранного потенциала. Высокопороговые кальциевые каналы реагируют на возбужденный сигнал, если он приходит на фоне деполяризации ее мембранного потенциала. А то, что разнопороговые кальциевые каналы представлены на одном нейроне, определяет его способность генерировать ритмическую активность в двух частотных диапазонах. Переход от генерации ритма в одном частотном диапазоне к другому диапазону связан со сменой локуса активации кальциевых каналов на нейроне. Выбор каналов для активации определяется уровнем мембранного потенциала. Два режима генерации ритмической активности в зависимости от уровня мембранного потенциала описаны для нейронов таламуса. Если клетка слегка деполяризована, то она работает на частоте 10 Гц, а если она гиперполяризована, то разряжается пачками спайков с частотой 6 Гц. М.Стериаде подчеркивает особую роль в генезе корковых 40-герцевых ритмов интраламинарных ядер таламуса. Выделены нейроны, которые во время бодрствования и быстрого сна разряжаются пачками спайков с необычно высокой частотой потенциалов действия изнутри пачки (800 — 1000 Гц). Частота следования пачек составляет 20 — 40 Гц, она регулируется величиной сдвига мембранного потенциала в сторону деполяризации. Чем он больше, тем больше частота осцилляций. Генерацию интраламинарными ядрами 40-герцевого ритма связывают с появлением у них резонансного состояния, которое обеспечивает широкое распространение гамма колебаний по коре.
Усиление 40-герцевого ритма в коре имеет холинергическую природу так же, как и реакция ЭЭТ — десинхронизации. Холинергические системы распространяют свою модуляцию во время бодрствования и быстрого сна. Это два состояния, при которых быстрые кортикальные ритмы присутствуют в коре.
Передача информации о сенсорных сигналах осуществляется в результате согласованного взаимодействия специфической и неспецифической систем мозга. На уровне таламуса специфическая система представлена релейными специфическими и ассоциативными ядрами. Неспецифическую систему образует несколько групп ядер. Неспецифические нейроны таламуса, так же как и стволовой РФ, не получают прямого входа от сенсорных органов, а лишь от коллатералей специфических путей.
Активирующие влияния от неспецифической системы сходятся с влияниями специфических систем на клетках коры. Слияние этих двух потоков — необходимое условие для восприятия и осознания действующего стимула.
Исследования показали, что опознание буквы и цифры в трудных условиях наблюдения происходит, если реакция этих нейронов длится не менее 300 мс. При изучении вызванных потенциалов на предъявление осознаваемых и неосознаваемых слов, неосознаваемый стимул вызывает диффузную слабую активацию коры больших полушарий, чем слово, которое осознается.
Утверждение, что ретикулярная формация среднего мозга имеет прямой выход на кору и поэтому прямо влияет на проведение сигнала к коре получено в поведенческих и физиологических опытах. Высокочастотная электрическая стимуляция (100 — 300 Гц) ретикулярной формации ствола вызывает снижение сенсорных порогов.
Данные об основных медиаторных системах мозга позволяют предположить холинергическую основу реакции активации. В мозге выделено четыре основных медиаторных системы: ДА - ергическая, НА - ергическая, серотонинергическая и холинергическая. Кора получает широкие проекции от дофаминергических, норадреналинергических и серотонинергических афферентов. Но эти системы не обнаружили корреляции с ЭЭГ — активацией, вызываемой электрическим раздражением РФ среднего мозга. Увеличение кортикальной активации связано с увеличением высвобождения ацетилхолина (АХ) в коре. Таким образом, неспецифическая система ствола мозга действует на кору через холинергические афференты. Конечное звено корковой активации холинергично и представлено мускариновыми (М) — рецепторами нейронов коры, реагирующими на ацетилхолин.
Это доказывает локальное приложение ацетилхолина к коре, которое оказывает возбуждающее действие примерно на 50% корковых нейронов и которое блокируется атропином, избирательно действующим на М-рецеторы. Установлено, что сенсорное раздражение разной модальности увеличивает количество высвобождающегося ацетилхолина из нейронов коры. Наоборот, с деафферентацией животного уменьшается содержание свободного АХ в коре. Увеличение АХ в жидкости, омывающей поверхность коры, отличается во время ЭЭГ-активацию. Кроме того, активация коры при парадоксальном сне также связана с увеличением содержания АХ в коре.
Б). Базальная холинергическая система переднего мозга
Недавно было показано, что магноцеллюлярные нейроны, содержащие ацетилхолин и локализованные в базальном переднем мозге моносинаптически проецируются на кору. Они участвуют в регуляции сна, бодрствования и причастны к возникновению реакции активации. Холинергическая часть переднего мозга в основном представлена базальным ядром Мейнерта (NB).
Электрическая стимуляция базального ядра (NB) и др. высвобождает в коре АХ у наркотизированной крысы и увеличивает кровоток в коре. Эффект блокируется антагонистами мускариновых рецепторов, т.е. существует холинергическая иннервация сосудов коры, которая обусловливает их расширение. Активирующая система холинергических нейронов переднего мозга представлена нейронами, связанными с бодрствованием. Уровень их возбуждения меняется параллельно с поведенческой активностью животного. Частота их спайковых разрядов увеличивается во время бодрствования и особенно во время движения, а также в парадоксальном сне. В медленном сне их активность уменьшается. При этом, как и в таламусе, режим одиночных потенциалов действия сменяется пачечной активностью.
Состояние нейронов, связанных с бодрствованием, находится под контролем неспецифических систем активации среднего мозга и моста через глутаматовые рецепторы, а также со стороны заднего латерального гипоталамуса, который также имеет проекцию на кору и принимает участие в ЭЭГ - и поведенческой активации.
Концепция холинергических нейронов БПМ как источника кортикальной активации, поддерживающего бодрствование, должна быть дополнена представлением о существовании специального холинергического механизма. Этот механизм обеспечивающего дополнительное высвобождение АХ в локальных участках коры, которые реагируют на стимулы, связанные с подкреплением. Показано, что значительная часть нейронов БПМ реагирует активацией на условные раздражители, связанные с наградой, и не реагирует на условные сигналы наказания. Это механизм избирательного внимания к значимым стимулам, который обеспечивает их обработку в соответствующих областях коры.
Можно предположить, что дефицит когнитивных функций, наблюдающийся при болезни Альцгеймера, которую связывают с поражением холинергической системы БПМ, скорее опосредован нарушением именно механизма избирательной активации. Опыты с фармакологическим отключением БПМ у животных показали нарушение поведения. Животные не могут выполнять приобретенные ими навыки, включая прохождение различных лабиринтов, заученное пассивное и активное избегание.
Создавая локальную активацию в коре, холинергические нейроны БПМ взаимодействуют с таламокортикальной неспецифической системой.
В БПМ функция регуляции активации сосуществует с функцией управления сном. Активирующая холинергическая система БПМ находится под тормозным контролем гипногенного механизма. Кроме того, медиальная преоптическая область и передний гипоталамус, контролируя сон, действуют на холинергическую систему БПМ через тормозные синапсы.
В). Каудо-таламо-кортикальная система.
К регуляции уровня активности организма имеют отношение и базальные ганглии. Другое их название — стриопаллидарная система, которая представляет собой комплекс нейрональных узлов, центрально расположенных в белом веществе больших полушарий головного мозга. Имеются доказательства роли хвостатого ядра в регуляции уровня «готовности», «внимания» и «бодрствования».
Любому состоянию человека или любому виду деятельности соответствует своя картина распределения активации по участкам неокортекса, которую можно наблюдать на ЭЭГ. При этом ведущая роль в формировании избирательной активации неокортекса, определяющей избирательность восприятия и действий, принадлежит стриопаллидарной системе, которая сама находится под контролем коры. Именно она распределяет активационные ресурсы мозга, которые не безграничны.
Выходы стриатума участвуют в регуляции мышечного тонуса через нисходящие пути в спинной мозг и в распределении восходящей в кору неспецифической активации. В результате влияния стриатума на таламус картина распределения активации в нем соответствует мотивационному возбуждению и кортикофугальным сигналам, поступающим в стриатум. На уровне коры это трансформируется в распределение активации, которое отвечает требованиям поставленной задачи и реализации целенаправленного поведения.
- Оглавление:
- Введение
- Лекция 1 Общие вопросы физиологии поведения
- Лекция 2 Роль физиологических систем организма в регуляции поведения человека Общие принципы функционирования целого организма
- Системное квантование процессов жизнедеятельности
- Центры регуляции функций
- Лекция 3 Методы психофизиологических исследований
- Лекция 4 Управляющие и рабочие системы организма
- Управляющие и рабочие системы организма
- Лекция 5 Основы жизнедеятельности
- Клеточный метаболизм
- Минеральный обмен
- Обмен углеводов
- Обмен жиров
- Обмен белков
- Обмен энергии
- Законы термодинамики
- Первичная и вторичная теплота
- Основной обмен
- Закон поверхности тела Рубнера
- Расход энергии при физической нагрузке
- Лекция 6 Терморегуляция
- Терморегуляция
- Пойкилотермия
- Гетеротермия
- Системные механизмы регуляции температуры
- Температурные «ядро» и «оболочка»
- Ритмические изменения температуры
- Температурная схема тела
- Температура крови
- Рецепция результата Локализация и свойства терморецепторов
- Нервные центры
- Исполнительные механизмы
- Теплообразование
- Теплоотдача
- Регуляция теплоотдачи
- Потоотделение
- Локальная терморегуляция
- Гормональная терморегуляция
- Нейрогуморальная регуляция
- Условно-рефлекторная терморегуляция
- Терморегуляция при теплохолодовых процедурах
- Биологические функции воды
- Источники воды и пути выведения из организма
- Виды воды в организме
- Методы определения объема жидких фаз организма
- Электролитный состав жидких сред организма
- Функции системы крови
- Нервные центры
- Исполнительные механизмы
- Осмотическое давление
- Свертывание крови (гемостаз)
- Противосвертывающая система крови
- Реакция «самоторможения»
- Фибринолиз
- Трансцеллюлярные жидкости
- Лекция 8 Железы внутренней секреции
- Механизм действия гормонов
- Общие свойства гормонов
- Поджелудочная железа
- Надпочечники
- Щитовидная железа
- Околощитовидные железы
- Половые железы
- Вилочковая железа (тимус)
- Лекция 9 Гипоталамо-гипофизарная система. Эндокринная функция печени и почек
- Соматотропный гормон
- Гормоны задней доли гипофиза
- Активность гормонов задней доли гипофиза
- Окситоцин
- Эндокринная функция почек
- Печеночная и желчная секреция
- Лекция 10 Организация нервной системы
- Спинной мозг и спинномозговые нервы
- Внутреннее строение
- Продолговатый мозг
- Внутреннее строение
- Задний мозг
- Мозжечок
- Средний мозг
- Промежуточный мозг
- Гипоталамус
- Конечный мозг
- Кора головного мозга
- Лекция 11 Проведение возбуждения
- Проведение возбуждения по целому нерву
- Системная организация проводящих путей
- Лекция 12 Синаптическая передача
- Синаптическая передача
- Ультраструктура синапса
- Классификация синапсов
- Этапы и механизмы синаптической передачи
- Синтез медиатора
- Секреция медиатора
- Взаимодействие медиатора с рецепторами постсинаптической мембраны
- Инактивирование медиатора
- Электрическая теория передачи возбуждения
- Свойства синапсов
- Синаптическая передача в мозге
- Позвонки
- Спинной мозг
- Белое и серое вещество спинного мозга
- Серое вещество спинного мозга
- Центры внс
- Парасимпатический отдел
- Особенности строения симпатических и парасимпатических нервов
- Метасимпатическая часть вегетативной нервной системы
- Физиологические свойства симпатической нервной системы
- Физиологические свойства парасимпатической нервной системы
- Функциональный антагонизм симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы
- Лекция 15
- Пищеварительная система
- Чувствительные вегетативные пути
- Центры регуляции вегетативных функций
- Гипоталамус
- Температура тела
- Потребление пищи
- Передняя и задняя доли гипофиза
- Лимбическая система
- Поведенческие акты
- Лекция 16
- Обнаружение и различение сигналов Сенсорная рецепция
- Классификация рецепторов
- Сенсорные пороги Абсолютная чувствительность сенсорной системы
- Дифференциальная сенсорная чувствительность
- Передача и преобразование сигналов
- Кодирование информации
- Детектирование сигналов
- Опознавание образов
- Взаимодействие сенсорных систем
- Механизмы переработки информации в сенсорной системе
- Лекция 17 Общие свойства сенсорных систем Анатомия и физиология органов вкуса и обоняния
- Методы исследования сенсорных систем
- Вкусовая система
- Вкусовые ощущения
- Центральные вкусовые пути
- Обонятельная система
- Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы
- Висцеральные ощущения и восприятие
- Основные количественные характеристики сенсорных систем человека
- Лекция 18 Анатомия и физиология кожи Общий покров
- Кожная рецепция
- Температурная рецепция
- Мышечная и суставная рецепция
- Лекция 19 Нейрофизиология боли
- Классификация боли
- Особые формы боли
- Причины возникновения боли
- Рецепторы и проводящие пути
- Афферентные ноцицептивные волокна
- Боль как системная интегративная реакция организма
- Нейрохимические механизмы болевого ощущения
- Поведенческие и вегетативные проявления боли
- Эндогенная антиноцицептивная система
- Эндогенные механизмы регуляции болевого ощущения. Эндорфины и энкефалины
- Нейротензины и другие пептиды
- Серотонинергическая регуляция болевого ощущения
- Психогенная регуляция болевого ощущения
- Лекция 20 Анатомия и физиология зрительной системы
- Строение глаза
- Зрачковый рефлекс
- Формирование изображения
- Аккомодация
- Острота зрения
- Аномалии рефракции
- Фоторецепция
- Палочки и колбочки
- Переработка информации нейронами сетчатки
- Центральные зрительные пути
- Зрительная кора
- Активность зрительной коры
- Наружное и среднее ухо
- Внутреннее ухо
- Кортиев орган
- Возбуждение рецепторов
- Различение высоты звука
- Центральные слуховые пути
- Вестибулярная система
- Маточка и мешочек
- Полукружные каналы
- Центральные вестибулярные пути
- Лекция 22 Управление движениями
- Общие сведения о нервно-мышечной системе
- Проприорецепция (глубокомышечное чувство)
- Центральные аппараты управления движениями
- Двигательные программы
- Координация движений
- Типы движений
- Выработка двигательных навыков
- Лекция 23
- Биологическое значение сна
- Объективные признаки сна
- Электроэнцефалографические показатели сна
- Соматовегетативные проявления сна
- Фазы сна и сновидения
- Фазы сна и психическая деятельность
- Теории сна
- Сенсорные механизмы сна
- Роль ствола мозга в механизмах сна
- Биологически активные вещества в механизмах сна
- Расстройства сна
- Лекция 24 Функциональные состояния
- Определение функционального состояния
- Роль и место функционального состояния в поведении
- Модулирующая система мозга
- Модулирующие нейроны
- Лекция 25 Психофизиология внимания
- Теории фильтра
- Проблема внимания в традиционной психофизиологии
- Проблема внимания в системной психофизиологии
- Лекция 26 Эмоции
- Общая характеристика эмоций
- Отрицательные и положительные эмоции
- Приспособительное значение эмоций
- Системные механизмы эмоций
- Физиологические основы эмоций
- Субстрат эмоций
- Теории эмоций
- Периферическая теория эмоций
- Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций
- «Застойные эмоции»
- Эмоции и обучение
- Эмоциональная основа обучения
- Медицинские аспекты эмоций
- Периферические компоненты эмоций
- Произвольные и непроизвольные периферические компоненты эмоций
- Обратные влияния периферических органов
- Отрицательные эмоции в генезе психосоматических заболеваний
- Механизмы «застойных эмоций»
- Конфликтная ситуация — ведущий фактор формирования «застойной отрицательной эмоции»
- Лекция 27 Адаптационный синдром
- Эмоциональный стресс
- Динамика эмоционального стресса
- Направленное повышение устойчивости к эмоциональному стрессу
- Профилактика последствий эмоциональных стрессов
- Воспитание эмоций
- Лекция 28 Мотивации
- Классификация мотиваций
- Общие свойства биологических мотиваций
- Теории мотиваций
- Механизмы формирования биологических мотиваций
- Трансформация внутренней потребности в мотивационное возбуждение
- Свойства мотивационных центров
- Отражение мотивации в электрической активности мозга
- Мотивация как особое состояние мозга
- Мотивации и эмоции
- Свойства мотивационного состояния
- Корково-подкорковая интеграция в структуре мотивационного возбуждения
- Пейсмекерная роль гипоталамических центров в структуре доминирующей мотивации
- Молекулярная интеграция мотивационного возбуждения
- Механизмы трансформации мотивации в целенаправленное поведение
- Мотивация и память
- Направляющий компонент доминирующей мотивации
- Мотивации и подкрепление
- Биологические мотивации в формировании личности
- Патологические мотивации
- Лекция 29 Общие принципы организации поведения
- Взаимодействие с внешним миром
- Функциональные системы гомеостаза и поведения
- Рефлекторный принцип организации поведения
- Условные рефлексы
- Правила выработки условных рефлексов
- Классификация условных рефлексов
- Закон силовых отношений
- Механизмы образования условного рефлекса
- Конвергентная теория условного рефлекса п.К.Анохина
- Ограничения рефлекторной теории поведения
- Системный принцип организации поведения
- Результат как ведущий фактор организации поведения
- Разновидности поведенческих результатов
- Результат как системообразующий фактор поведения
- Оценка результата поведения с помощью обратной афферентации
- Потребность и доминирующая мотивация как системоорганизующие факторы поведения
- Программирование поведения
- Саморегуляция поведения
- Квантование поведения
- Кванты поведения — единицы системной деятельности
- Общие постулаты системной организации поведения
- Принципиальные отличия от рефлекторной теории поведения
- Лекция 30 Психофизиология бессознательного
- Понятие бессознательного в психофизиологии
- Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия
- Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов
- Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне
- Функциональная асимметрия полушарий
- Обратные временные связи Роль обратных временных связей в нервном механизме «психологической защиты»
- Значение неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной деятельности
- Роль бессознательного при некоторых формах патологии
- Лекция 31 Психофизиология сознания
- Основные концепции сознания
- «Светлое пятно»
- Повторный вход возбуждения и информационный синтез
- Мозговая основа ощущений
- Механизмы мышления Метод картирования внутрикоркового взаимодействия
- Сознание, общение, речь
- Функции сознания
- Три концепции — одно сознание
- Лекция 32 Психофизиология памяти
- Временная организация памяти
- Процессы, связанные с памятью
- Филогенетические уровни биологической памяти
- Градиент ретроградной амнезии
- Стадии фиксации памяти
- Основные положения теории консолидации энграммы
- Гипотеза одного следа и двух процессов
- Кратковременная и долговременная память
- Спонтанное восстановление памяти
- Восстановление энграммы действием второго электрошока
- Восстановление памяти методом напоминания
- Восстановление памяти методом ознакомления
- Ретроградная амнезия для реактивированных следов памяти
- Основные положения теории активной памяти
- Организация активной памяти
- Гипотеза о распределении энграммы
- Распределенность энграммы в опытах с локальными раздражениями мозга
- Распределенность энграммы по множеству элементов мозга
- Нейрофизиологические исследования распределенности энграммы
- Процедурная и декларативная память
- Дискретность мнемических процессов
- Константа Ливанова
- Объем и быстродействие памяти
- Диапазон ощущений
- Нейронные коды памяти
- Лекция 33 Психофизиология научения
- Механизмы научения
- Реактивное поведение
- Когнитивное научение -
- Психологические и биологические теории научения
- Подход к научению как процессу
- Представление о нейрофизиологических механизмах научения
- Специфика психофизиологического рассмотрения научения
- Системная психофизиология научения Проблема элементов индивидуального опыта
- Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта
- Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности
- Связанные с событиями потенциалы мозга (ссп)
- Лекция 34 Системные механизмы поведения
- Механизмы врожденного поведения Инстинкты
- Системные компоненты инстинкта
- Особенности формирования инстинктивной деятельности
- Проявления инстинктивной деятельности
- Программирование инстинктивного поведения
- Факторы, определяющие программирование инстинктивной деятельности
- Общие закономерности формирования врожденных форм поведения
- Поведение в изменяющейся среде, приобретенное поведение.
- Онтогенез обучения
- Программирование приобретенного поведения на основе условных рефлексов
- Системные механизмы приобретенного поведения
- Динамические программы поведения
- Общие закономерности формирования приобретенного поведения
- Системогенез поведенческих актов
- Динамический стереотип
- Адаптивная роль поведения
- Торможение условно-рефлекторной деятельности
- Внешнее (безусловное) торможение
- Охранительное торможение
- Внутреннее (условное) торможение
- Лекция 35 Системная архитектоника поведенческих актов
- Афферентный синтез
- Предпусковая интеграция
- Пусковой стимул
- Нейрофизиологические механизмы афферентного синтеза
- Роль различных отделов головного мозга
- Значение стадии афферентного синтеза
- Принятие решения
- Акцептор результата действия
- Нейрофизиологические механизмы акцептора результата действия
- Эфферентный синтез
- Действие
- Оценка результатов действия
- Невозможность достижения потребного результата - конфликтная ситуация
- Рефлекторная дуга и системная архитектоника поведенческого акта
- Медицинские аспекты системной организации поведения
- Типы высшей нервной деятельности
- Экспериментальные неврозы
- Характеристика невротических состояний
- Сигнальные системы действительности
- Информационные свойства функциональных систем
- Лекция 36 Психическая деятельность человека
- Функциональные системы психической деятельности
- Архитектоника психической деятельности
- Афферентный синтез
- Мотивация и акцептор результатов действия
- Системные кванты психической деятельности
- Информационная основа системных квантов психической деятельности
- Мыслительная деятельность
- Узловые механизмы мыслительной деятельности
- Информационные эквиваленты мыслительной деятельности
- Эмоциональная основа психической деятельности
- Словесная основа мыслительной деятельности
- Морфофункциональные основы опознания зрительного объекта
- Динамика мыслительной деятельности
- Системогенез мыслительной деятельности
- Эндогенное и экзогенное построение мысли
- Саморегуляция мыслительной деятельности
- Творческая деятельность
- Программирование мыслительной деятельности
- Мотивация мыслительной деятельности
- Тема 1. Общие вопросы физиологии поведения
- Тема 2. Роль физиологических систем организма в регуляции поведения человека.
- Тема 3. Методы психофизиологических исследований.
- Тема 4. Управляющие и рабочие системы организма.
- Тема 5. Основы жизнедеятельности
- Тема 6. Терморегуляция
- Тема 7. Жидкие среды организма
- Тема 8. Железы внутренней секреции
- Тема 9. Гипоталамо-гипофизарная система
- Тема 10. Организация нервной системы.
- Тема 11. Проведение возбуждения
- Тема 12. Синаптическая передача.
- Тема 13. Строение позвоночника и спинного мозга
- Тема 14. Вегетативная нервная система
- Тема 15. Нервная регуляция функций внутренних органов
- Тема 16. Сенсорные системы
- Тема 17. Общие свойства сенсорных систем Вкус и обоняние
- Тема 18. Анатомия и физиология кожи
- Тема 19. Нейрофизиология боли
- Тема 20. Зрительная система
- Тема 21. Органы слуха и равновесия
- Тема 22. Управление движениями
- Тема 23. Сон
- Тема 24. Функциональные состояния
- Тема 25. Внимание
- Тема 26. Эмоции
- Тема 27. Адаптационный синдром
- Тема 28. Мотивации
- Тема 29. Общие принципы организации поведения
- Тема 30. Бессознательное
- Тема 31. Сознание
- Тема 32. Память
- Тема 33. Научение
- Тема 34. Системные механизмы поведения
- Тема 35. Системная архитектоника поведенческого акта
- Тема 36. Психическая деятельность человека
- Литература