logo search
УМП_этнопсихология

10.2. Краткое содержание лекции

Теоретические подходы, изучающие феномен аккультурации и личность, попавшую в чужую культуру с позиции социальной идентификации, с точки зрения научения культуре, с точки зрения стресса и способов его преодоления. Особенности процесса аккультурации и культурной адаптации.

Под аккультурацией понимаются такие социокультурные процессы, в результате которых представители того или иного народа, утратив свою традиционную этническую культуру и родной язык, до конца не приобщаются к какой-либо другой национальной культуре, к ее ценностям, т.е. процесс усвоения у них новых этнокультурных норм и ценностей не завершается [123, c.324-351].

Существуют следующие теоретические подходы, изучающие феномен аккультурации и личность, попавшую в чужую культуру:

  1. подход, изучающий аккультурацию с позиции социальной идентификации, включающий в себя следующие направления исследований:

  1. подход, изучающий феномен аккультурации с точки зрения научения культуре, включающий в себя следующие направления исследований и теоретические положения:

  1. подход, изучающий феномен аккультурации с точки зрения стресса и способов его преодоления, включающий в себя:

Под особенностями аккультурации и культурной адаптации мигрирующих народов понимается то, каким именно образом происходят у них эти процессы. При этом везде процесс адаптации мигрантов к новой культуре проходит с большими сложностями, причем проблемы возникают не только у мигрантов, но и у местных жителей. К особенностям процесса аккультурации и культурной адаптации можно отнести следующие явления:

  1. в процессе миграции населения со своей этнической территории образуется масса людей, которая, с одной стороны, теряет основополагающие черты своего этноса, а с другой – еще не приобрела устойчивых свойств вновь сложившихся сообществ;

  2. происходит разрушение этнокультурных традиций и ценностей мигрирующих народов, что обусловливает стрессовые ситуации в сознании мигрантов на индивидуальном и групповом уровнях;

  3. возникают противоречия между коренным и приезжим населением в сфере культуры и принятых норм, которые выражаются в следующем:

а) в отсутствии у эмигрантов достаточной культуры межнационального общения;

б) неуважении обычаев и традиций доминирующей этнической группы;

в) замыкании в своих сообществах;

г) нежелании изучать язык доминирующей группы;

д) жалобах на дискриминацию со стороны доминирующей и других этнических групп;