2.10 Основные свойства внимания и их экспериментальное
исследование.
Цель: Обсудить со студентами свойства внимания и их экспериментальное исследование.
Вопросы для обсуждения:
1Основные характеристики свойств внимания: устойчивость, переключаемость, отвлекаемость, объём, концентрация, распределение.
2 Внимание как селекция. Эксперименты К.Черри. Модели ранней селекции. (Д. Бродбент, А. Трейсман). Когнитивная психология внимания.
3Модели поздней селекции (Д. Дойч и А. Дойч, Д. Норман)
4Внимание как умственное усилие. Модель единых ресурсов (Д. Канеман).
5Внимание как перцептивное действие (У. Найссер).
Задание: СРС (ДР10) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите структурную схему «Внимание».
Форма отчёта: Оформленная структурная схема или образ «Внимание».
Литература:
1 Общая психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III Cубъект познания. Выпуск VI. Психология внимания. Часть 2. Под.общей ред.В.В. Петухова.-М.: 1997:
2 Ю.Б. Дормашев, В.Я.Романов. Внимание и отбор. с. 4-26 (там же).
3 Ю.Б. Дормашев, В.Я.Романов. Теории поздней селекции.с. 26-35.
4 Ю.Б. Дормашев, В.Я.Романов. Внимание и ресурсы.с. 35-49.
5 Р.Л. Солсо. Когнитивная психология. Пер. с англ.- М.: Тривола., 1996. Глава 4 Внимание. с.107-137.
6 Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. А.А.Крылова, С.А. Манича.-СПб.:Изд. Питер,2000-2002. Глава VI. Внимание. с.126-136.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Общая психология
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 4 Структура и содержание дисциплины
- 4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации
- 4.2 Содержание дисциплины
- 4.2.1 Содержание теоретических занятий Модуль 1. Введение в общую психологию
- 1.1 Общая характеристика психологии как науки. Психология в структуре наук.
- 1.2 Основные этапы развития представлений о предмете
- 1.3 Зарождение и эволюция психики. Происхождение и развитие психики человека
- 1.4 Происхождение и развитие сознания. Отрасли психологии и задачи психологической практики
- 1.5 Психологическая теория деятельности. Методология, методы и этапы психологических исследований
- 1.6 Неосознаваемые психические процессы. Общие представления о психических процессах
- Психические процессы
- 1.12 Восприятие пространства и движения и времени
- 1.13 Исследование константности и предметности восприятия
- 1.14 Общее представление о памяти
- 1.15 Основные факты и закономерности психологии памяти
- 1.16 Воображение. Специфические функции воображения
- Модуль 2 Психические процессы
- 2.1 Предмет и методы исследования в психологии мышления
- 2.2 Виды мышления. Теории мышления
- 2.3 Мышление как форма познавательной деятельности
- 2.4 Индивидуально-личностная детерминация мышления
- 2.14 Основные направления развития представлений об эмоциях
- 2.15 Основные проблемы психологии эмоций
- 2.16 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- 3.2 Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- 3.3 Личность в философии, социологии и психологии
- 3.4 Теоретические подходы к изучению человека в психологии. Индивид, личность, индивидуальность
- 3.5 Направленность и мотивы деятельности
- 3.6 История и современное состояние психологии мотивов
- 3.7 Мотивация отдельных видов деятельности
- 3.8 Мотивированное поведение как характеристика личности
- 3.9 Биологические предпосылки и социальные условия развития личности
- 3.10 Структура личности
- 3.11 Развитие личности
- 3.12 Способности человека
- 3.13 Темперамент как форма интеграции первичных
- 1.2 Основные этапы развития представлений о предмете
- 1.3 Зарождение и эволюция психики. Происхождение и
- 1.4 Происхождение и развитие сознания человека. Отрасли психологии и задачи психологической практики.
- 1.5 Психологическая теория деятельности. Методология, методы и этапы психологических исследований.
- 1.6 Неосознаваемые психические процессы. Общие представления о психических процессах.
- Психические процессы
- 1.7 Общие представления об ощущениях и восприятии
- 1.8 Основные подходы и теории восприятия
- 1.9 Развитие восприятия
- 1.10 Основные направления экспериментальных исследований
- 1.11 Представление. Вторичные образы.
- 1.12 Восприятие пространства и движения и времени
- 1.13 Исследование константности и предметности восприятия
- 1.14 Общее представление о памяти.
- 1.15 Основные факты и закономерности психологии памяти
- Раздел III. Субъект познания. Выпуск V.Психология памяти. Часть 1.1.
- 1.16 Воображение. Специфические функции воображения.
- Модуль 2. Психические процессы.
- 2.1 Предмет и методы исследования в психологии мышления.
- 2.2 Виды мышления. Теории мышления
- 2.3 Мышление как форма познавательной деятельности субъекта.
- 2.4 Индивидуально-личностная детерминация мышления.
- 2.5 Исследование мышления с позиций деятельностного
- 2.6 Мышление и интеллект.
- 2.7 Психологический анализ речи
- 2.8 Речь и речевая деятельность
- 2.9 Общее представление о внимании. Виды внимания.
- 2.10 Основные свойства внимания и их экспериментальное
- 2.11 Внимание и сознание
- 2.12 Внимание и деятельность
- 2.13 Психология воли
- 2.14 Основные направления развития представлений об эмоциях.
- 2.15 Основные проблемы психологии эмоций
- 2.16 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью.
- Модуль 3 Психические состояния и их регуляция.
- 3.1 Адаптация человека и функциональное состояние организма.
- 3.2Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.
- Психические свойства личности
- 3.3 Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.
- 3.4 Теоретические подходы к изучению человека в психологии.
- 3.5 Направленность и мотивы деятельности
- 3.6 История и современное состояние психологии мотивов
- 3.7 Мотивация отдельных видов деятельности
- 3.8 Мотивированное поведение как характеристика личности.
- 3.9 Биологические предпосылки и социальные условия развития личности.
- 3.10 Структура личности
- 3.11 Развитие личности
- 3.12 Способности человека
- 3.13 Темперамент как форма интеграции первичных
- 3.14 Характер человека
- 3.15 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
- 3.16 Структура Общей психологии. Современная Общая психология.
- 3.18 Итоговое занятие.
- 4.3 Формирование компетенций студентов
- 5 Образовательные технологии
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества освоения студентами программы дисциплины
- 6.2 Виды и перечни заданий на самостоятельную работу студентов (срс)
- 6.3 Педагогические контрольные материалы
- 6.3.1 Вопросы к экзамену по «Общей психологии» для бакалавров
- 6.3.2 Темы контрольных работ
- 6.3.3 Пример тестовых заданий (без ответов)
- 6.3.4 Тест для самопроверки (с ответами)
- 6.4 Критерии оценок качества освоения студентами дисциплины
- 7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 7.1 Основная литература:
- 7.2Дополнительная литература:
- 7.3 Первоисточники:
- 8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Приложение а Технологическая карта дисциплины «Общая психология»
- Приложение б Карта учебно-методического обеспечения