1.7 Общие представления об ощущениях и восприятии
Цель: Обсудить со студентами психологию познавательных процессов и общие представления об ощущениях и восприятии.
Вопросы для обсуждения:
1.Классификация ощущений. Основные эмпирические характеристики ощущений: пространственно-временная структура, модальность, интенсивность.
2.Специфические модальные характеристики ощущений.
3.Феноменология восприятия. Основные характеристики восприятия: пространственно-временная структура, модальность, интенсивность, предметность, целостность, константность, обобщенность.
4.Локальная система мозга и функциональный анализ П.К. Анохина.
5.Понятие анализатора. Общая схема рефлексов И.П. Павлова.
Задание: СРС (ДР7) – Вести запись основных понятий в своём словаре. Задание: Проиллюстрировать психический процесс – ощущение на личном примере: Пахнет ли роза, если я её не нюхаю здесь и сейчас?
Написать конспект по Общей психологии. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III. Субъект познания. Выпуск I. Познавательные процессы: виды и развитие. Часть I./ Под общей редакцией В.В. Петухова.- М., 1997.- 4-41 с. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.- М.,1952.
Литература:
1 Общая психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III. Субъект познания. Выпуск I. Познавательные процессы: виды и развитие. Часть I./ Под общей редакцией В.В. Петухова.- М., 1997.- 4-41 с. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.- М.,1952.
2 Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов.- М.: Смысл, 1998.Часть II. Человек ощущающий.- 76-102 с.
3Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. Т.2 Ощущение и восприятие/А.Н.Гусев/Под ред.Б.С. Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. Общей психологии.-М.:Академия,2007.-414, [2] с.-(Университетский учебник по психологии).
4Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).
5 Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд.- СПб.: Питер, 2003.- 928 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Общая психология
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 4 Структура и содержание дисциплины
- 4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации
- 4.2 Содержание дисциплины
- 4.2.1 Содержание теоретических занятий Модуль 1. Введение в общую психологию
- 1.1 Общая характеристика психологии как науки. Психология в структуре наук.
- 1.2 Основные этапы развития представлений о предмете
- 1.3 Зарождение и эволюция психики. Происхождение и развитие психики человека
- 1.4 Происхождение и развитие сознания. Отрасли психологии и задачи психологической практики
- 1.5 Психологическая теория деятельности. Методология, методы и этапы психологических исследований
- 1.6 Неосознаваемые психические процессы. Общие представления о психических процессах
- Психические процессы
- 1.12 Восприятие пространства и движения и времени
- 1.13 Исследование константности и предметности восприятия
- 1.14 Общее представление о памяти
- 1.15 Основные факты и закономерности психологии памяти
- 1.16 Воображение. Специфические функции воображения
- Модуль 2 Психические процессы
- 2.1 Предмет и методы исследования в психологии мышления
- 2.2 Виды мышления. Теории мышления
- 2.3 Мышление как форма познавательной деятельности
- 2.4 Индивидуально-личностная детерминация мышления
- 2.14 Основные направления развития представлений об эмоциях
- 2.15 Основные проблемы психологии эмоций
- 2.16 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- 3.2 Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- 3.3 Личность в философии, социологии и психологии
- 3.4 Теоретические подходы к изучению человека в психологии. Индивид, личность, индивидуальность
- 3.5 Направленность и мотивы деятельности
- 3.6 История и современное состояние психологии мотивов
- 3.7 Мотивация отдельных видов деятельности
- 3.8 Мотивированное поведение как характеристика личности
- 3.9 Биологические предпосылки и социальные условия развития личности
- 3.10 Структура личности
- 3.11 Развитие личности
- 3.12 Способности человека
- 3.13 Темперамент как форма интеграции первичных
- 1.2 Основные этапы развития представлений о предмете
- 1.3 Зарождение и эволюция психики. Происхождение и
- 1.4 Происхождение и развитие сознания человека. Отрасли психологии и задачи психологической практики.
- 1.5 Психологическая теория деятельности. Методология, методы и этапы психологических исследований.
- 1.6 Неосознаваемые психические процессы. Общие представления о психических процессах.
- Психические процессы
- 1.7 Общие представления об ощущениях и восприятии
- 1.8 Основные подходы и теории восприятия
- 1.9 Развитие восприятия
- 1.10 Основные направления экспериментальных исследований
- 1.11 Представление. Вторичные образы.
- 1.12 Восприятие пространства и движения и времени
- 1.13 Исследование константности и предметности восприятия
- 1.14 Общее представление о памяти.
- 1.15 Основные факты и закономерности психологии памяти
- Раздел III. Субъект познания. Выпуск V.Психология памяти. Часть 1.1.
- 1.16 Воображение. Специфические функции воображения.
- Модуль 2. Психические процессы.
- 2.1 Предмет и методы исследования в психологии мышления.
- 2.2 Виды мышления. Теории мышления
- 2.3 Мышление как форма познавательной деятельности субъекта.
- 2.4 Индивидуально-личностная детерминация мышления.
- 2.5 Исследование мышления с позиций деятельностного
- 2.6 Мышление и интеллект.
- 2.7 Психологический анализ речи
- 2.8 Речь и речевая деятельность
- 2.9 Общее представление о внимании. Виды внимания.
- 2.10 Основные свойства внимания и их экспериментальное
- 2.11 Внимание и сознание
- 2.12 Внимание и деятельность
- 2.13 Психология воли
- 2.14 Основные направления развития представлений об эмоциях.
- 2.15 Основные проблемы психологии эмоций
- 2.16 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью.
- Модуль 3 Психические состояния и их регуляция.
- 3.1 Адаптация человека и функциональное состояние организма.
- 3.2Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.
- Психические свойства личности
- 3.3 Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.
- 3.4 Теоретические подходы к изучению человека в психологии.
- 3.5 Направленность и мотивы деятельности
- 3.6 История и современное состояние психологии мотивов
- 3.7 Мотивация отдельных видов деятельности
- 3.8 Мотивированное поведение как характеристика личности.
- 3.9 Биологические предпосылки и социальные условия развития личности.
- 3.10 Структура личности
- 3.11 Развитие личности
- 3.12 Способности человека
- 3.13 Темперамент как форма интеграции первичных
- 3.14 Характер человека
- 3.15 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
- 3.16 Структура Общей психологии. Современная Общая психология.
- 3.18 Итоговое занятие.
- 4.3 Формирование компетенций студентов
- 5 Образовательные технологии
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества освоения студентами программы дисциплины
- 6.2 Виды и перечни заданий на самостоятельную работу студентов (срс)
- 6.3 Педагогические контрольные материалы
- 6.3.1 Вопросы к экзамену по «Общей психологии» для бакалавров
- 6.3.2 Темы контрольных работ
- 6.3.3 Пример тестовых заданий (без ответов)
- 6.3.4 Тест для самопроверки (с ответами)
- 6.4 Критерии оценок качества освоения студентами дисциплины
- 7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 7.1 Основная литература:
- 7.2Дополнительная литература:
- 7.3 Первоисточники:
- 8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Приложение а Технологическая карта дисциплины «Общая психология»
- Приложение б Карта учебно-методического обеспечения