logo
ЭКЗАМЕН ПО ПСИХОЛОГИИ

6.3.1 Вопросы к экзамену по «Общей психологии» для бакалавров

Модуль 1. 1 курс, 1 семестр, вопросы с 1 по 33.

Модуль 2. 1 курс. 2 семестр, вопросы с 1 по 64.

Модуль 3. 2 курса, 3 семестр вопросы с 1 по 87.

1. Общая характеристика психологии как науки.

2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.

3. Современные представления о предмете психологии.

4. Отрасли психологии и задачи психологической практики.

5. Понятие отражения и психики.

6. Виды неосознаваемых психических явлений. З.Фрейд о природе

бессознательного. Классификация неосознаваемых явлений и динамические связи с осознаваемым.

7. Классификация психических явлений и процессов.

8. Психические процессы, состояния и свойства.

9. Культурно-историческая парадигма и деятельностный подход в психологии.

10. Понятие сознание. Свойства сознания. Сознание и психика. Функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая), структура сознания.

11. Структура Я - концепции и ее свойства.

12. Психологическая защита личности: отрицание, вытеснение, проекция, сублимация и др.

13. Психофизика ощущений. Ощущение и образы.

14. Общее представление о восприятии. Основные свойства перцептивных образов.

15. Основные характеристики восприятия: пространственно - временная структура, интенсивность, предметность, целостность, константность, обобщенность и др.

16. Взаимосвязь физических и психических явлений. Психофизиологическая проблема.

17. Теория восприятия: теория извлечения информации Дж. Гибсона.

18. Гештальт - теория восприятия. (К. Коффка, Ч. Осгуд и др.).

19. Экологический подход к восприятию.

20. Восприятие как извлечение информации.

21. Теория перцептивного цикл. Понятие схем. Функции схем (У. Найссер).

22. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.

23. Восприятие и деятельность.

24. Пороги ощущений. Методы измерения порогов. Закон Вебера-Фехнера.

25. Понятия: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

26. Вторичные образы (представления). Основные характеристики представления: пространственно-временная структура, модальность, интенсивность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность.

27. Процесс восприятия пространства. Феноменальные характеристики фигуры и фона.

28. Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности памяти.

29. Виды и процессы памяти.

30. Память как высшая психическая функция. Принципы организации памяти.

31. Аномалии памяти. Развитие и тренировка памяти.

32. Общее представление о воображении. Виды воображения.

33. Воображение и творческое мышление.

34. Понятие мышления. Общее представление о мышлении.

35. Основные подходы к изучению мышления.

36. Теории мышления.

37. Свойства и виды мышления как познавательного процесса.

38. Развитие понятийного мышления.

39. Мышление и интеллект.

40. Структура интеллекта.

41. Развитие интеллекта.

42. Исследование мышления с позиций деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов).

43. Мышление человека и искусственный интеллект.

44. Понятие речи и языка.

45. Речь и речевая деятельность.

46. Виды речи: устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя.

47. Вербальное и невербальное общение.

48. Механизмы порождения и понимания речи.

49. Развитие речи в онтогенезе.

50. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная, индикативная.

51. Общее представление о внимании. Внимание и сознание. Виды и свойства внимания.

52. Теории внимания. Внимание и деятельность.

53. Понятие о внимании. Развитие внимания.

54. Когнитивная психология внимания. Внимание как селекция. Эксперименты К. Черри и др.

55. Понятие воли в психологии. Волевые процессы, явления.

56. Воля как высший уровень регуляции. Развитие воли у человека.

57. Основные направления развития представлений об эмоциях.

58. Функции и виды эмоциональных процессов.

59. Основные проблемы психологии эмоций.

60. Потребности и мотивация. Иерархия потребностей.

61. Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

62. Направленность и мотивы деятельности. Мотивация отдельных видов деятельности.

63. Общее представление о психическом состоянии. Классификация психических состояний. Эмоциональные состояния: виды и функции.

64. Адаптация человека и функциональное состояние организма.

65. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.

66. Понятие о личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.

67. Свойства, структура личности.

68. Биологические предпосылки и социальные условия развития личности. Типология личности.

69. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

70. Генотипическая и фенотипическая, биологическая и социальная в индивидуальном развитии человека.

71. Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности.

72. Задатки и способности.

73. Общее представление о способностях.

74. Структура способностей. Способности и одаренность.

75. Виды способностей. Показатели и признаки способностей.

76. Диалектическая связь между способностями, знаниями, умениями и навыками.

77. Уровни развития способностей. Современные исследования. Талант и гениальность.

78. Общее представление о темпераменте. Теории темперамента.

79. Учение И.П. Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента.

80. Развитие свойств темперамента в жизненном опыте. Методы исследования темперамента.

81. Экспериментальные подходы к исследованию характера.

82. Темперамент и характер.

83. Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю.

84. Формирование характера.

85. Акцентуации характера по А.Е.Личко у подростков.

86. Концепция характера по К. Леонгарду.

87. Теоретические подходы к исследованию характера.