1.8 Основные подходы и теории восприятия
Цель: Обсудить и проанализировать основные подходы и теории восприятия.
Вопросы для обсуждения:
1Анализ восприятия в структурализме. Ощущение как единица перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений.
2 Дж. Хохберг Аналитическая интроспекция.
3 Гештальтпсихология восприятия. Понятие поля и перцептивных сил.
4 К.Коффка Восприятие: введение в гештальт-теорию. Ч. Осгуд. Точка зрения гештальт-теории.
5 Теории бессознательных умозаключений. Понятие первичного образа, образа представления, перцептивного образа, бессознательных умозаключений. Г.Гельмгольц О восприятии вообще.
6Восприятие как процесс категоризации. Перцептивная готовность. Дж.Брунер о перцептивной готовности.
7Экологический подход к восприятию. Восприятие как извлечение информации.
8 Гибсон Дж. «Теория извлечения информации и ее значение».
9. Теория перцептивного цикла. Понятие схем. Функции схем.
Найссер У. «Перцептивный цикл. Схемы и их функции».
Задание: СРС (ДР8) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Задание: Написать конспект по гл. 4 Проблемы, понятия и направления современной зарубежной психологии. С.124- 152.
Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. Т.1 Введение в психологию/Е.Е.Соколова/Под ред.Б.С. Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. Общей психологии.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2007.
Литература:
1 Общая психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III . Субъект познания. Выпуск II. Основные теоретические подходы к изучению познания. Часть I.-М.,1997./Под общей редакцией В.В.Петухова. с. 5-102.
2 Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. 5-е изд.- СПб.: Питер, 2003.- 928 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
3 Общая психология: Учеб.для вузов: В 7т. Т.2 Ощущение и восприятие/А.Н.Гусев/Под ред.Б.С. Братуся; МГУ им. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, Каф. Общей психологии.-М.:Академия,2007.-414, [2] с.-(Университетский учебник по психологии).
4 Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. Часть III. Человек воспринимающий.- М.: Смысл,1998.- 106-122 с.
( Ощущение и восприятие.с.208-300.)
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Общая психология
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 4 Структура и содержание дисциплины
- 4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации
- 4.2 Содержание дисциплины
- 4.2.1 Содержание теоретических занятий Модуль 1. Введение в общую психологию
- 1.1 Общая характеристика психологии как науки. Психология в структуре наук.
- 1.2 Основные этапы развития представлений о предмете
- 1.3 Зарождение и эволюция психики. Происхождение и развитие психики человека
- 1.4 Происхождение и развитие сознания. Отрасли психологии и задачи психологической практики
- 1.5 Психологическая теория деятельности. Методология, методы и этапы психологических исследований
- 1.6 Неосознаваемые психические процессы. Общие представления о психических процессах
- Психические процессы
- 1.12 Восприятие пространства и движения и времени
- 1.13 Исследование константности и предметности восприятия
- 1.14 Общее представление о памяти
- 1.15 Основные факты и закономерности психологии памяти
- 1.16 Воображение. Специфические функции воображения
- Модуль 2 Психические процессы
- 2.1 Предмет и методы исследования в психологии мышления
- 2.2 Виды мышления. Теории мышления
- 2.3 Мышление как форма познавательной деятельности
- 2.4 Индивидуально-личностная детерминация мышления
- 2.14 Основные направления развития представлений об эмоциях
- 2.15 Основные проблемы психологии эмоций
- 2.16 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- 3.2 Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- 3.3 Личность в философии, социологии и психологии
- 3.4 Теоретические подходы к изучению человека в психологии. Индивид, личность, индивидуальность
- 3.5 Направленность и мотивы деятельности
- 3.6 История и современное состояние психологии мотивов
- 3.7 Мотивация отдельных видов деятельности
- 3.8 Мотивированное поведение как характеристика личности
- 3.9 Биологические предпосылки и социальные условия развития личности
- 3.10 Структура личности
- 3.11 Развитие личности
- 3.12 Способности человека
- 3.13 Темперамент как форма интеграции первичных
- 1.2 Основные этапы развития представлений о предмете
- 1.3 Зарождение и эволюция психики. Происхождение и
- 1.4 Происхождение и развитие сознания человека. Отрасли психологии и задачи психологической практики.
- 1.5 Психологическая теория деятельности. Методология, методы и этапы психологических исследований.
- 1.6 Неосознаваемые психические процессы. Общие представления о психических процессах.
- Психические процессы
- 1.7 Общие представления об ощущениях и восприятии
- 1.8 Основные подходы и теории восприятия
- 1.9 Развитие восприятия
- 1.10 Основные направления экспериментальных исследований
- 1.11 Представление. Вторичные образы.
- 1.12 Восприятие пространства и движения и времени
- 1.13 Исследование константности и предметности восприятия
- 1.14 Общее представление о памяти.
- 1.15 Основные факты и закономерности психологии памяти
- Раздел III. Субъект познания. Выпуск V.Психология памяти. Часть 1.1.
- 1.16 Воображение. Специфические функции воображения.
- Модуль 2. Психические процессы.
- 2.1 Предмет и методы исследования в психологии мышления.
- 2.2 Виды мышления. Теории мышления
- 2.3 Мышление как форма познавательной деятельности субъекта.
- 2.4 Индивидуально-личностная детерминация мышления.
- 2.5 Исследование мышления с позиций деятельностного
- 2.6 Мышление и интеллект.
- 2.7 Психологический анализ речи
- 2.8 Речь и речевая деятельность
- 2.9 Общее представление о внимании. Виды внимания.
- 2.10 Основные свойства внимания и их экспериментальное
- 2.11 Внимание и сознание
- 2.12 Внимание и деятельность
- 2.13 Психология воли
- 2.14 Основные направления развития представлений об эмоциях.
- 2.15 Основные проблемы психологии эмоций
- 2.16 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью.
- Модуль 3 Психические состояния и их регуляция.
- 3.1 Адаптация человека и функциональное состояние организма.
- 3.2Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.
- Психические свойства личности
- 3.3 Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.
- 3.4 Теоретические подходы к изучению человека в психологии.
- 3.5 Направленность и мотивы деятельности
- 3.6 История и современное состояние психологии мотивов
- 3.7 Мотивация отдельных видов деятельности
- 3.8 Мотивированное поведение как характеристика личности.
- 3.9 Биологические предпосылки и социальные условия развития личности.
- 3.10 Структура личности
- 3.11 Развитие личности
- 3.12 Способности человека
- 3.13 Темперамент как форма интеграции первичных
- 3.14 Характер человека
- 3.15 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
- 3.16 Структура Общей психологии. Современная Общая психология.
- 3.18 Итоговое занятие.
- 4.3 Формирование компетенций студентов
- 5 Образовательные технологии
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества освоения студентами программы дисциплины
- 6.2 Виды и перечни заданий на самостоятельную работу студентов (срс)
- 6.3 Педагогические контрольные материалы
- 6.3.1 Вопросы к экзамену по «Общей психологии» для бакалавров
- 6.3.2 Темы контрольных работ
- 6.3.3 Пример тестовых заданий (без ответов)
- 6.3.4 Тест для самопроверки (с ответами)
- 6.4 Критерии оценок качества освоения студентами дисциплины
- 7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 7.1 Основная литература:
- 7.2Дополнительная литература:
- 7.3 Первоисточники:
- 8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Приложение а Технологическая карта дисциплины «Общая психология»
- Приложение б Карта учебно-методического обеспечения