3.13 Темперамент как форма интеграции первичных
индивидуальных свойств
История учений о типах темперамента. Учение И.П. Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента. Отличительные признаки свойства темперамента. Основные проявления темперамента. Свойства темперамента. Классификация существующих типологий темперамента. Современный подход к темпераменту как к динамическому комплексу свойств. Развитие свойств темперамента в жизненном опыте человека.
3.14 Характер человека
Понятие о характере. Определение характера. Характер как прижизненное образование. Классификация черт характера. Формирование характера. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание.
3.15 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
Теоретические подходы к исследованию характера. Различные направления «характерологии». Классификация типов характера по Э. Фромму. Типология характера по К.Юнгу. Клинический подход к изучению индивидуального характера. Акцентуированная черта как основа классификации характеров в концепции Л. Леонгарда. Типология характеров в работах П.Б. Ганушкина и А.Е. Личко. Экспериментальные подходы к исследованию характера. Взаимосвязь темперамента и характера.
3.16 Структура общей психологии. Современная общая
психология
Разделы, этапы развития и становление психологии как науки. Современная Общая психология. Классификация основных проблем и наук о человеке. Проблемы современной общей психологии: теоретические и практические.
3.17 Тестирование студентов
Контрольное тестирование студентов по темам модуля.
3.18 Итоговое занятие по дисциплине
Обобщающее занятие по дисциплине «Общая психология».
Подведение итогов достижения результатов по дисциплине.
4.2.2 Содержание семинарских занятий
Модуль 1. Введение в общую психологию.
1.1 Общая характеристика психологии как науки. Психология в структуре наук.
Цель: Обсудить со студентами общую характеристику психологии как науки, имеющей объект и предмет исследования.
Вопросы для обсуждения:
1.Описательная характеристика психических явлений. Сферы проявления психической жизни человека (внутренний опыт, внешнее поведение, неосознаваемое, психосоматика, материальная и духовная культура).
2. Психология в системе наук.
3. Психические явления и психические факты.
4. Психология житейская и научная.
Задание: СРС (ДР1) - Завести понятийный терминологический словарь по Общей психологии в алфавитном порядке в общей тетради или телефоном справочнике. Составить схему «Психология в системе наук».
Литература.
1. Общая психология: Учеб. для вузов: В 7 т. Т.1 Введение в психологию/Е.Е.Соколова/Под ред.Б.С.Братуся;МГУим. М.В.Ломоносова, Фак. психологии, каф. Общей психологии.-М.:Академия, 2007, 2005,-351 с. -(Университетский учебник по психологии).
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в психологию. Хрестоматия по курсу Введение в психологию. М. Российское психологическое общество. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». 2002, с. 7-19.
3. Соколова Е. Е. Общее представление о психологии как науке. Раздел 1. М. 1999 г-.7-40 с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010- 2002. 582 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.-М. : Педагогика. 1989.
6. Чувакова О.А., Страбахина Т.Н. Изучение курса «Общая психология»: Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. – 116 с.
7. Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. Инф.-метод. пособие к курсу «Психология человека» – М.: Педагогическое общество России, 2001-276 с.
8. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Общая психология
- 1 Цели освоения дисциплины
- 2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки
- 3 Требования к результатам освоения дисциплины
- 4 Структура и содержание дисциплины
- 4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации
- 4.2 Содержание дисциплины
- 4.2.1 Содержание теоретических занятий Модуль 1. Введение в общую психологию
- 1.1 Общая характеристика психологии как науки. Психология в структуре наук.
- 1.2 Основные этапы развития представлений о предмете
- 1.3 Зарождение и эволюция психики. Происхождение и развитие психики человека
- 1.4 Происхождение и развитие сознания. Отрасли психологии и задачи психологической практики
- 1.5 Психологическая теория деятельности. Методология, методы и этапы психологических исследований
- 1.6 Неосознаваемые психические процессы. Общие представления о психических процессах
- Психические процессы
- 1.12 Восприятие пространства и движения и времени
- 1.13 Исследование константности и предметности восприятия
- 1.14 Общее представление о памяти
- 1.15 Основные факты и закономерности психологии памяти
- 1.16 Воображение. Специфические функции воображения
- Модуль 2 Психические процессы
- 2.1 Предмет и методы исследования в психологии мышления
- 2.2 Виды мышления. Теории мышления
- 2.3 Мышление как форма познавательной деятельности
- 2.4 Индивидуально-личностная детерминация мышления
- 2.14 Основные направления развития представлений об эмоциях
- 2.15 Основные проблемы психологии эмоций
- 2.16 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
- 3.2 Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
- 3.3 Личность в философии, социологии и психологии
- 3.4 Теоретические подходы к изучению человека в психологии. Индивид, личность, индивидуальность
- 3.5 Направленность и мотивы деятельности
- 3.6 История и современное состояние психологии мотивов
- 3.7 Мотивация отдельных видов деятельности
- 3.8 Мотивированное поведение как характеристика личности
- 3.9 Биологические предпосылки и социальные условия развития личности
- 3.10 Структура личности
- 3.11 Развитие личности
- 3.12 Способности человека
- 3.13 Темперамент как форма интеграции первичных
- 1.2 Основные этапы развития представлений о предмете
- 1.3 Зарождение и эволюция психики. Происхождение и
- 1.4 Происхождение и развитие сознания человека. Отрасли психологии и задачи психологической практики.
- 1.5 Психологическая теория деятельности. Методология, методы и этапы психологических исследований.
- 1.6 Неосознаваемые психические процессы. Общие представления о психических процессах.
- Психические процессы
- 1.7 Общие представления об ощущениях и восприятии
- 1.8 Основные подходы и теории восприятия
- 1.9 Развитие восприятия
- 1.10 Основные направления экспериментальных исследований
- 1.11 Представление. Вторичные образы.
- 1.12 Восприятие пространства и движения и времени
- 1.13 Исследование константности и предметности восприятия
- 1.14 Общее представление о памяти.
- 1.15 Основные факты и закономерности психологии памяти
- Раздел III. Субъект познания. Выпуск V.Психология памяти. Часть 1.1.
- 1.16 Воображение. Специфические функции воображения.
- Модуль 2. Психические процессы.
- 2.1 Предмет и методы исследования в психологии мышления.
- 2.2 Виды мышления. Теории мышления
- 2.3 Мышление как форма познавательной деятельности субъекта.
- 2.4 Индивидуально-личностная детерминация мышления.
- 2.5 Исследование мышления с позиций деятельностного
- 2.6 Мышление и интеллект.
- 2.7 Психологический анализ речи
- 2.8 Речь и речевая деятельность
- 2.9 Общее представление о внимании. Виды внимания.
- 2.10 Основные свойства внимания и их экспериментальное
- 2.11 Внимание и сознание
- 2.12 Внимание и деятельность
- 2.13 Психология воли
- 2.14 Основные направления развития представлений об эмоциях.
- 2.15 Основные проблемы психологии эмоций
- 2.16 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью.
- Модуль 3 Психические состояния и их регуляция.
- 3.1 Адаптация человека и функциональное состояние организма.
- 3.2Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.
- Психические свойства личности
- 3.3 Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.
- 3.4 Теоретические подходы к изучению человека в психологии.
- 3.5 Направленность и мотивы деятельности
- 3.6 История и современное состояние психологии мотивов
- 3.7 Мотивация отдельных видов деятельности
- 3.8 Мотивированное поведение как характеристика личности.
- 3.9 Биологические предпосылки и социальные условия развития личности.
- 3.10 Структура личности
- 3.11 Развитие личности
- 3.12 Способности человека
- 3.13 Темперамент как форма интеграции первичных
- 3.14 Характер человека
- 3.15 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
- 3.16 Структура Общей психологии. Современная Общая психология.
- 3.18 Итоговое занятие.
- 4.3 Формирование компетенций студентов
- 5 Образовательные технологии
- 6 Оценочные средства контроля успеваемости
- 6.1 Формы контроля качества освоения студентами программы дисциплины
- 6.2 Виды и перечни заданий на самостоятельную работу студентов (срс)
- 6.3 Педагогические контрольные материалы
- 6.3.1 Вопросы к экзамену по «Общей психологии» для бакалавров
- 6.3.2 Темы контрольных работ
- 6.3.3 Пример тестовых заданий (без ответов)
- 6.3.4 Тест для самопроверки (с ответами)
- 6.4 Критерии оценок качества освоения студентами дисциплины
- 7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- 7.1 Основная литература:
- 7.2Дополнительная литература:
- 7.3 Первоисточники:
- 8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Приложение а Технологическая карта дисциплины «Общая психология»
- Приложение б Карта учебно-методического обеспечения