logo search
История психологии

3. Психология Нового времени (XVII в.).

1. Какое произведение не принадлежит основателю экспериментальной науки (эмпиризма) Ф. Бэкону (1561 - 1626)?

а) «Органон»;

б) «Новый Органон».

2. Основателями эмпирического направления в философии и психологии были:

а) Р. Декарт, Г. Лейбниц;

б) Ф. Бэкон, Д. Локк.

3. Главным источником психологических знаний для Бэкона является:

а) практический опыт;

б) сила разума.

4. Идею о повторении особью в индивидуальной жизни этапов развития животного мира (онтогенез есть краткое повторение филогенеза) впервые высказал:

а) Б. Спиноза;

б) Р. Декарт.

5. Дополните цитату французского мыслителя Р. Декарта (1596 – 1650): «Только один ... способен познавать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чувств и памяти...».

а) разум;

б) дух.

6. Какие психические процессы исключались Декартом из сферы психического:

а) память, представления;

б) ум, мышление.

7. Благодаря Декарту на смену древней широкой трактовке души пришла новая концепция, согласно которой психическое стало сводиться:

а) к самопознанию;

б) к самосознанию.

8. Выдвинутую идеалистом Б. Спинозой (1632 – 1677) новую точку зрения, согласно которой телесное и духовное рассматриваются как две стороны одного и того же (субстанции), принято называть:

а) механодетерминизм;

б) психофизическим монизм.

9. Какие именно уровни познания выделял Спиноза:

а) чувственное, логическое, интуитивное;

б) чувственное, демонстративное, интуитивное.

10. Функцию выражения и функцию обозначения английский философ-материалист Дж. Локк (1632 – 1704) приписывал:

а) речи;

б) мышлению.

11. Локк ввел термин:

а) «корреляция идей»;

б) «ассоциация идей».

12. Познавательные силы организма, по Локку, составляют сила восприятия и сила разума. К побудительным силам он относил прежде всего:

а) волю и эмоции;

б) чувства и потребности.

13. Дополните цитату немецкого ученого Г. Лейбница (1646 – 1716): «В разуме нет ничего, чего бы не было раньше ..., за исключением самого разума».

а) в ощущениях;

б) в чувствах.

14. Эволюция и развитие души или монады, согласно Лейбницу, представляет собой непрерывное движение и переход представлений в направлении:

а) от ясных и четких (апперцепций) к смутным (перцепциям);

б) от смутных представлений (перцепций) к более ясным и отчетливым (апперцепциям).

15. Стремясь преодолеть односторонний эмпиризм Локка, Лейбниц попытался установить связь чувственного и рационального. Единство опыта и разума выступает в его учении:

а) как восхождение от чувственного познания форм к идеям;

б) как наложение рационального знания на чувственный опыт.