logo search
УМП_этнопсихология

Национальная самооценка (концепция а.Д. Карнышева)

Национальная самооценка, как считает российский социальный психолог А.Д. Карнышев, может быть [54, с.25-27]:

Сущность и структура межнациональных отношений людей

Под межэтническими взаимоотношениями понимается вся совокупность отношений и взаимодействий представителей различных этносов друг с другом на межгосударственном, внутригосударственном и бытовом уровне[147, c.517]. Межгосударственные взаимоотношения различных этносов регулируются международными соглашениями, а отношения этнических общностей внутри одного государства определяются государственным законодательством, а также моральными нормами и сложившимися традициями взаимодействия и коммуникации между представителями других этнических групп.

Межэтнические отношения могут быть основаны на конкуренции, под которой понимаются отношения соревнования между этносами за право обладания необходимыми для их дальнейшего экономического развития и жизнедеятельности ресурсами, и чаще всего это обусловлено политическими факторами и ограниченностью жизненных средств. Конкуренция может осуществляться как на межгосударственном уровне, когда народы разных стран вступают в соревнование за право обладания теми или иными ресурсами, так и на уровне одного государства, между населяющими его этносами.

Существуют следующие классификации межэтнических отношений [91, c.54-58]:

Классификация этапов развития межэтнических отношений

Этапы развития межэтнических отношений, так же как и их типы, могут быть классифицированы различными способами. На основании этого рассматривается четыре типа развития межэтнических отношений, в каждом из которых выделяются свои этапы. Выделяются следующие типы и соответствующие им этапы развития межэтнических отношений [91, с.74]:

Взаимодействие этнических общностей характеризуется следующими наиболее типичными (общими) процессами:

Употребляемые для определения характера этнических процессов понятия «интеграция», «консолидация», «ассимиляция» означают как бы последовательные стадии таких процессов. Также при рассмотрении процессов межэтнического взаимодействия можно выделить такие специфические процессы, как трайбализм, под которым понимается этническая ситуация в молодых государствах Азии и Африки, где существовавшая при колониальном режиме племенная обособленность сохраняется в настоящее время, оказывая влияние на процессы консолидации и порождая межплеменные противоречия.

Феномен психологической защиты нации

В психологической литературе выделяют следующие психологические защитные механизмы этноса:

4.3. Задания для самостоятельной работы студентов

  1. Подумайте над проблемой соотношения понятий «общечеловеческое» и «общенациональное».

  2. Осмыслите факторы, которые могли бы служить предпосылками объединения наций в будущем.

  3. Составьте схему, позволяющую понять логику превращения общечеловеческого в национальное.

4.4. Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение понятию нация.

  2. Что составляет психологическую основу нации?

  3. Каковы особенности межэтнических отношений?

  4. Перечислите механизмы психологической защиты этноса.

4.5. Словарь основной терминологии

Психологические основы нации совокупность внутренних связей как между ныне живущими представителями данной нации, так и между предками и потомками, которые позволяют данной нации функционировать и развиваться.

Национальное сознание выражается в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.

Национальная культура совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также используемых ею способов взаимодействия с природой и другими нациями.

Национальный язык свойственный данной нации устный и письменный способ выражения мыслей и общения.

Национальная самооценка – важнейшая психологическая основа нации, сочетание индивидуальной оценки человеком, являющимся представителем конкретного этноса, своих возможностей и качеств и своей роли в нем с общей оценкой уровня значимости нации среди других народов.

Чувство национального достоинства – внутреннее переживание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок.

Национальная гордость – это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающиеся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии.

Патриотизм (греч. Patris – родина, отечество) – сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов.

Шовинизм представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму национализма, выражающуюся в безудержном возвеличивании собственной нации, национальном чванстве и высокомерии.

Национализм – идеология, социальная практика и политика в основе которых лежит идея превосходства одних «высших» наций над другими– «низшими», «неполноценными».

Межэтнические взаимоотношения – вся совокупность отношений и взаимодействий представителей различных этносов друг с другом на межгосударственном, внутригосударственном и бытовом уровне.

Миграция – это процесс передвижения этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы.

Интеграция – процесс установления этнических и культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-политической общности.

Консолидация – процесс слияния относительно самостоятельных народов и их крупных подразделений, обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность.

Ассимиляция – процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, значительно различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность.

Аккультурация – процесс приобретения одним этносом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов.

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Историческая память этноса – важнейший компонент духовной культуры этноса, позволяющий поддерживать непрерывность этнической эволюции, преемственность культуры этноса и передавать ее последующим поколениям.