Виды информационной деятельности
Профессионализм пользователя информационными технологиями — это интегральная характеристика личности специалиста, включающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных информационных задач по поиску, систематизации и обработке информации, ее защите, использованию ее в разных социальных сферах.
Информационная акмеология возникает в условиях информатизации общества, состоящей в организации и совершенствовании способов работы с информацией в условиях широкой компьютеризации и информатизации жизни российского общества.
В России за последние 7—10 лет процессы информатизации, компьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьезные предпосылки и условия перехода к информационному обществу, интеграции страны в мировое информационное сообщество.
В современном быстро меняющемся мире возрастает необходимость в наличии большого объема информации. Информация становится важным ресурсом социально-экономического и культурного развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырье, и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость. В стране насчитывается более 400 тысяч оригинальных, постоянно обновляемых баз данных. Быстро растет количество российских сайтов в глобальной информационной сети Интернет. Информация представляет собой специфический информационный ресурс, обладающий свойствами товара, так как для его получения затрачивается труд людей и оборудования. Информация имеет социальную значимость, которая зависит от того, насколько она отвечает потребностям людей, а также от сроков ее поступления.
Еще одна возможность, предоставляемая информационным обществом — качественное улучшение системы охраны здоровья. Новые информационные технологии делают широкодоступной профилактическую информацию, создают основу для получения любым пациентом, где бы он ни жил, регулярных врачебных консультаций. Они превращают в реальность "телемедицину", опирающуюся на национальные и мировые информационные ресурсы.
В информационном обществе обычным явлением становится "телеработа", которая в состоянии кардинально решить проблему занятости, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, что может помочь решению одной из самых сложных социальных проблем. Кроме того, с массовым распространением телеработы связываются надежды на решение таких острых проблем больших городов, как перегрузка транспортной системы и загрязнение воздуха выхлопными газами.
Информация становится реальным социальным ресурсом — ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам.
Для человека информационного века единство мира оказывается уже не теоретической или идеологической абстракцией, а фактом его повседневной жизни. "Сжимая пространство", информационное общество резко расширяет возможности человека выбирать, где и на каких условиях работать, у кого и по каким ценам покупать те или иные товары и услуги, делает продавцов более зависимыми от потребителей, существенно усложняет жизнь монополистам, недобросовестным работодателям и производителям.
Процесс информатизации и создание информационной среды, охватывая материальное производство, социальную сферу, а также услуги, включают в себя:
— создание информационных техник и технологий, обеспечивающих производство, обработку и распространение информации;
— разработку инфраструктуры, обеспечивающей применение и развитие средств и процессов информатизации;
— производство самой информации, информационных продуктов и услуг.
Объектами процессов информатизации являются:
— машинообрабатываемая информация, существующая в виде сообщений, документов или массивов баз данных в устройствах памяти любой конструкции; информационные технологии;
— программные средства;
— информационно-вычислительные системы и сети.
Субъектами взаимодействия и отношений в области информатизации являются физические и юридические лица, государственные органы и административно-территориальные образования, являющиеся авторами, накопителями, владельцами или потребителями машинообрабатываемой информации, программных средств, информационных систем, технологий или услуг.
Субъектами информационной деятельности являются пользователи средств вычислительной техники, специалисты в области информационных технологий, участвующие в разработке, сопровождении, приемке и эксплуатации программного обеспечения, в защите информации. Выделяют группы участников информационной деятельности: начинающие неподготовленные пользователи (но занимающиеся подготовкой исходящих данных, оценкой полученных результатов), неопытные пользователи (использующие отдельные прикладные программы, но не понимающие их принципов), опытные пользователи (свободно владеющие рядом программ, интересующиеся смыслами, приемами использования пакетов программ).
Инфраструктура информатизации включает себя:
— систему коммуникаций, вычислительных средств и сетей, обеспечивающих взаимодействие между собой информационных объектов и технологий;
— программные средства, поддерживающие функционирование комплексов аппаратуры;
— информационные средства и базы данных;
— систему подготовки кадров, способных эффективно эксплуатировать эти технологии;
— экономические правовые механизмы, способствующие эффективному развитию процесса информатизации.
Создание современной инфраструктуры информатизации должно обеспечивать пользователям широкий набор информационно-вычислительных услуг с доступом к локальным и удаленным машинным ресурсам, технологиям и базам данных.
Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации. При этом под информацией понимаются сведения об объективно существующих объектах и процессах, а также их связях и взаимодействии, доступные для практического использования в деятельности людей. Задача информатизации состоит в сокращении различных видов материальных, энергетических, финансовых и других потоков за счет их частичной замены и компенсации информационными потоками. Для этих целей применяются информационные системы, реализующие соответствующие информационные технологии.
Информационная технология — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Эффективное применение информационных технологий во многом определяется уровнем квалификации субъектов процессов информатизации при условии, что предлагаемые рынком технологии максимально доступны потребителю. Соответственно должна постоянно совершенствоваться система подготовки и переподготовки кадров специалистов, создающих и использующих информационные технологии в своей практической деятельности.
Экономические цели информатизации состоят в получении, обработке и применении информационного ресурса для повышения эффективности использования всех видов народно-хозяйственных ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, финансовых, производственных.
Социальные цели информатизации состоят в улучшении качества и расширении ассортимента социальных услуг, представляемых гражданам, благодаря информационным технологиям в социальной сфере: интеллектуализации досуга и увеличении доли свободного времени в общем времени жизнедеятельности человека, обеспечении реализации демократических свобод для широких слоев населения, в том числе повышении качества образования и уровня медицинского обслуживания; укреплении социальной защиты; смягчении издержек социальных преобразований; развитие демократизации и гласности; обеспечении и обоснованности политических и экономических решений.
Психологические цели информатизации состоят в создании таких условий для профессиональной деятельности, при которых информационные технологии наиболее эффектно внедряются в их реальную деятельность, обеспечивая при этом профессиональное и личностное развитие граждан, повышение комфортности и привлекательности труда.
В процессе использования информационных технологий человек осуществляет разные виды деятельности, в каждом из которых работник может достигать высшие уровни:
— поиск, хранение, переработка, перемещение, потребление информации;
— использование информационных технологий как средства повышения эффективности разных видов практической профессиональной деятельности (связь, СМИ, бизнес, автоматизация производства и т. д.);
— применение информационных технологий в обучении;
— защита информационных ресурсов, обеспечение безопасности информации;
— использование информационных технологий как средства информационного противодействия, борьбы;
— применение информационных технологий в аналитических исследованиях, упорядочивание информационных коммуникативных процессов в обществе;
— создание информационных систем поддержки принятия управленческих (государственных) решений, обеспечения эффективного менеджмента;
— консультирование новых информационных технологий;
— оценивание эффективности использования информационных технологий;
— изучение потребностей и возможностей пользователей информационных технологий, адаптации людей к новым технологиям, а также приспособление техники к меняющимся потребностям человека;
— рефлексивная самоорганизация системы в условиях дефицита информации;
— изучение психологических последствий введения новых информационных технологий, выявление новых возможностей для улучшения жизни людей вследствие их введения;
— осуществление эффективного взаимодействия человека и машины, взаимного резервирования возможностей человека и машины.
"Пики", оптимумы, вершины могут достигаться пользователями информационных технологий в разных видах информационной деятельности, соответственно информационная акмеология охватывает эти многообразные проявления высокого профессионализма пользователей информационных средств.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.