Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
Первая характеристика субъекта в акмеологии имеет методологический характер, поскольку связывает принцип субъекта с принципом развития (оптимизация, совершенствование). Две следующие характеристики являются теоретическими определениями субъекта.
1. Основная парадигмальная характеристика личности в качестве субъекта заключается в том, что все свои особенности, возможности, психические и личностные (ум, волю, мотивацию, способности), личность использует в качестве ресурсов и средств оптимального решения жизненных и деятельностных задач, оптимального осуществления общения, познания, деятельности, жизни. Самым элементарным примером такой реорганизации личности является следующий: она не просто обладает восприятием — стоит вопрос, как смотреть (слушать и т. д.), чтобы увидеть необходимое для осуществления деятельности (ее конкретной задачи); она не просто имеет способность мышления, она должна научиться думать определенным образом, уметь ставить необходимые, главные задачи, обобщать те факты, звенья, которые создают композицию данного вопроса, дела.
2. Личность, достигая высшего уровня развития, на котором раскрывается ее индивидуальность, осуществляется максимальное самовыражение и самореализация, объективная продуктивность и субъективная удовлетворенность, становится субъектом. Личности как субъекту присуща способность разрешения противоречий; оптимальный способ такого решения ведет к ее развитию и совершенствованию.
Итак, принцип субъекта является парадигмальным для акмеологии, поскольку соответствует ее направленности на достижение человеком, личностью, совершенства. Понятием "субъекта" обозначается высшее и в этом смысле наиболее совершенное качество человека, личности (группы), его стремление к идеалу и достижение последнего.
Однако совершенство субъекта не есть конечная точка, а постоянное движение к идеалу путем разрешения вышеуказанных противоречий.
Преодоление разрыва между наличным и идеальным состоянием в акмеологической модели осуществляется активностью личности и, прежде всего, ее основной формой — ответственностью. Выше было дано определение ответственности, проявляющейся в деятельности. В широком смысле ответственность есть добровольное принятие и осуществление необходимости, требований жизни. Момент добровольности превращает личность в субъекта - она по своей воле, самостоятельно, преодолевая трудности, берется за реализацию необходимого. Только в этом случае она мобилизует все свои внутренние ресурсы, свои жизненные ресурсы и сама определяет масштаб и контур необходимого. Взять на себя ответственность значит самостоятельно, т. е. рассчитывая на свои силы, ставить и решать различного рода задачи (профессиональные, коммуникативные и т. д.). Самостоятельность не означает, что личность решает эти задачи в одиночку, но то, что она занимает в группе ответственную позицию за организацию целого, за распределение людей и адекватных их возможностям задач, за организацию всего дела. Ответственность имеет проективный характер, т. е. соединяет наличное в данный момент положение вещей с будущим, с желательным результатом. Как отмечалось, ее особенность состоит в том, что личность гарантирует его достижение, зная свою способность преодолеть возможные, возникшие в процессе осуществления трудности и противоречия. Такие личности обладают уверенностью в своих силах, своих возможностях решить всю задачу целиком. Эта уверенность присуща зрелой личности.
Личность задает уровень сложности решаемых задач, который соответствует ее возможностям, ее притязаниям. Действительно, некоторые понятия зарубежной психологии перекликаются с идеей субъекта (самоактуализация, Ш. Бюлер, А. Маслоу и др.), однако ими не были раскрыты механизмы самоактуализации и способы самореализации личности как субъекта. Самореализация (объективация, по Д.Н. Узнадзе) осуществляется в контексте самой действительности во всей ее сложности, противоречивости, изменчивости. Поэтому личность не автоматически актуализирует свои способности в соответствии со своими желаниями, а вырабатывает осознанную необходимость самореализации (Н.А.Растригина). Кроме будущей перспективы самореализации — жизненного или деятельного проекта, плана, она отвергает или использует опыт прошлой самореализации, она рассматривает свои предлагаемые личностные ресурсы (потенциальные или реальные) в выделенном для самореализации жизненном пространстве (в главном деле жизни, карьере, отношениях с близкими людьми и т. д.). Тем самым осуществляется оптимизация активности, деятельность приобретает продуктивность, личность — удовлетворенность.
При раскрытии механизма самореализации и самовыражения учитывается индивидуальность личности. Во-первых, субъект использует свои индивидуальные возможности, преимущества, во-вторых, он создает индивидуальные композиции из объективных и субъективных составляющих деятельности. Индивидуальный субъект находится в ситуации многочисленных разнородных, разнопорядковых, разнокачественных детерминант. И его централизующая и координирующая роль заключается в том, что он достигает той или иной меры гармонии в их соотношении.
Но у разных личностей существует разная мера (уровень) активности, разная мера развития, мера интегративности, самоопределения, самосознания. Так, осуществляется синтез категорий субъекта и индивидуальности.
Эта мера определяет степень самостоятельности личности или ее потребность в акмеологической поддержке (или характер сочетания того и другого). Если личность в процессе своего функционирования берется за решение задачи, превосходящей ее личностные возможности, она оказывается в ситуации предела своих психических и даже физиологических ресурсов. Акмеологическая поддержка соответственно носит совершенно разный характер, действует в разном направлении. Для одного типа личности нужна актуализация ее рефлексивных способностей, для другой — организационных, для третьей — способностей планирования времени и т. д. Есть типы личности, действующие эмпирически, стихийно-эмоционально, хотя как будто инициативно, но минимально использующие свой интеллект, минимально мобилизующие свою волю, берущиеся за легкие задачи. У других, напротив, минимальна мотивация, низка самооценка, хотя высок уровень интеллекта. Соответственно акмеологические рекомендации должны исходить из знания типологических особенностей личности, а акмеологи — уметь их диагностировать. Здесь акмеология сотрудничает с психологией. Осуществляемая акмеологом поддержка личности должна достигать цели — ее идеального состояния наиболее экономным, конструктивным и гуманным способом. Необходимо, чтобы личность осуществляла рефлексию и саморегуляцию своей активности и одновременно, не утрачивая самостоятельность, принимала необходимые ей формы акмеологической поддержки. Для этого у нее должна появиться осознанная, разумная потребность в такой поддержке, которая бы не разрушала ее лидирующей субъектной позиции.
Все вышеприведенные определения субъекта носят теоретический или даже методологический характер. Эти положения акмеология наиболее интенсивно и плодотворно разрабатывает в сфере, являющейся главной сферой самовыражения, самореализации личности — в профессии, в профессиональной деятельности, где одновременно проверяются и обосновываются вышеназванные положения.
Резюме
1. Категория субъекта, возникшая в психологии, является парадигмальной для акмеологической науки, поскольку ее теоретико-практический характер определяется тем, что ее объектом является субъект.
2. Становление личности субъектом деятельности есть процесс реорганизации, качественного преобразования необходимых для осуществления деятельности психических и личностных свойств и использование их как ресурсов и средств в соответствии с требованиями и условиями деятельности и критериями личности.
3. В ходе осуществления деятельности, общения, жизни в целом личность постоянно разрешает объективные противоречия, противоречия, возникающие из-за несоответствия ее субъективных и объективных условий и требований, субъективные противоречия и т. д. и приобретает опыт решения этих противоречий, развивается, совершенствуется, становится субъектом. Поэтому категория субъекта обозначает не конечную точку, уровень, а постоянное движение по восходящей.
4. Категории субъекта и индивидуальности являются взаимодополнительными: каждая личность достигает высшего для своих возможностей уровня развития, самореализуется индивидуальным образом, принимая, однако, необходимость, данную действительностью.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие основные значения категорий субъекта существенны для акмеологии?
2. По каким проблемам идет дискуссия о понимании субъекта?
3. Почему категория субъекта стала акмеологической парадигмой?
4. Совпадают ли в акмеологии понятия "личность" и "субъект"?
5. Проведите сравнение и выделите критерии различий: "субъект деятельности", "субъект общения", "субъект познания", "субъект жизни".
6. В чем состоит новая парадигма акмеологии?
7. При каких условиях личность становится субъектом жизненного пути.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.