logo
024746_45C12_derkach_a_a_akmeologiya

Акмеологические технологии в деятельности управленца

Акмеологическими технологии возникают при реализации "идеи" акмеологии. Поэтому технолог при решении технологических задач разрабатывает технологии не в рамках оформления предшествующей, в данном случае управленческой практики, а через ее проблематизацию. Основанием проблематизации выступает мыслительная установка на возможность изменения процессуального "рисунка" в управленческой деятельности, предопределяющего получение более высоких результатов и преобразование способностей в соответствии с технологическими требованиями. Идея акмеологичности технологии и лежит в поиске таких модификаций в форме процессов, уровне результатов, которые закладывают потенциал инерции увеличения продуктивности управленческой деятельности и смещения "естественного" акме управленца в сторону качественного роста.

Иначе говоря, переход к технологическому конструированию, использование резервов роста способностей и их проявленности в процессах деятельности, вовлечение идеи коррекции потенциала способностей для получения эффекта "высших" достижений, придание усилиям неслучайностей за счет опоры на сущностные представления об управленческой деятельности, профессиональном развитии, развитии вообще и т. п. — все это взаимозависимо в ходе порождения акмеологических технологий для деятельности управленца.

Наиболее явная форма механизма порождения акмеологических технологий введена практикой игромоделирования, а также опытом подготовки игротехников и игротехнического проектирования, игротехнической рефлексии в целом.

Резюме

Управленческая акмеология складывается как результат приложения общеакмеологических идей, подходов и принципов к особенности управленческого типа деятельности. Поскольку сущность управленческой деятельности, в отличие от эмпирических описаний и образцов деятельности управленцев различных видов, раскрыта достаточно предварительным образом и она интенсивно раскрывалась лишь во второй половине XX в., особенно в ходе игромоделирования, то многие исходные положения теории управленческой деятельности еще не учтены в акмеологии. Сама акмеология создает почву для интенсивного привлечения самых современных знаний об управленческой деятельности, соответствующих технологий, методов и моделей этой деятельности. Акмеологическое понимание управленческой деятельности предполагает обращение к механизмам профессионального саморазвития, успешность складывания которого зависит от специального формирующего и развивающего воздействия со стороны соответствующих педагогов акмеологической ориентации. Игромоделирование позволяет реализовать акмеологические ценности в направлении как практического решения наиболее сложных задач и проблем, так и педагогического развивающего воздействия, а также в потенциале осуществления исследовательских и общекультурных накоплений и трансляции результатов науки и культуры. Подобное совмещение наиболее значимо в стратегических формах принятия и реализации управленческих решений.

Контрольные вопросы и задания

1. в чем заключена сущность управленческой деятельности;

2. как связаны между собой рефлексия и генезис функций управленческой деятельности;

3. какие наиболее очевидные уровни управленческой деятельности вытекают из содержания акмеологического подхода;

4. какова специфика творчества в управленческой деятельности;

5. каковы принципы построения акмеограммы в управленческой деятельности;

6. Опишите последовательность действий в процессе принятия управленческого решения начиная с получения заказа. Найдите начало и окончание каждой фазы, на которые можно разделить процессуальную последовательность. На основе расчлененности процессуальной последовательности введите рефлексивную или иную функции каждой из фаз.

7. Опишите последовательность действий в процессе принятия управленческого решения начиная с получения цели или задачи от вышестоящего руководителя. Найдите начало и окончание каждой фазы, на которые можно разделить процессуальную последовательность. Введите ту или иную управленческую функцию к каждой фазе процесса.

8. Выявите расхождение последовательности и состава процессов в рамках выполнения первого и второго задания. Определите к какой функции в управленческой деятельности относимы процессуальные различия. Обоснуйте неслучайную сторону расхождения процессуальных последовательностей.

9. Вспомните случай в управленческой практике, когда Вы или другой управленец резко увеличил результативность своей работы. Выявите в процессуальной реконструкции то, что отражает характерное для резких изменений и по результату, и по способу их получения. Объясните причину установленного

"факта".

10. Постройте план прихода к резкому увеличению эффективности в управленческой деятельности. Укажите факторы, которые максимально способны изменить деятельность в рамках плана. Объясните сущность внутренних, субъективных фактов прихода к планируемому эффекту.