Структура жизненного пути
Структура жизненного пути — это его определенные качественные характеристики, выражающие способ функционирования личности в жизни. Мы считаем дискуссионным деление жизненного пути на отдельные кванты "события", при котором теряется их связь с личностью, их зависимость от личности и их влияние на личность, не улавливается связь внешних и внутренних событий. В итоге жизненный путь изображается через перечень — родился, поступил в школу, поступил в институт, поступил на работу, женился и т. д., — что не вскрывает личностного содержания и смысла жизни.
Мы предположили, что жизненный путь может закономерно определяться в таких структурных составляющих: жизненная позиция, линия, перспектива и смысл жизни. Несомненно огромную роль играет концепция жизни, связанная с "Я-концепцией", но эти интегральные высшие образования являются обобщениями, присущими сознанию личности, хотя и находят свое выражение в поступках, рациональных решениях, поведении личности.
Понятие "жизненная позиция" в данном содержании не имеет ничего общего с идеологемой "активная жизненная позиция", столь популярной при социализме.
Итак, жизненная позиция —
1) это типичный для данной личности, обобщенный, ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее потребностей, результат поиска условий и средств (как объективных, так и субъективных), их удовлетворения по ценностным основаниям, выработанным личностью критериям и параметрам;
2) совокупность — "ансамбль" объективных и субъективных отношений личности и способов их реализации, характеризуемых определенной степенью соответствия ее потребностям, ценностным ориентациям и принципам;
3) мера и соотношение необходимого, желаемое и реальных результатов активности;
4) присущий личности способ организации жизни и осуществления саморегуляции на основе интеграции потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований социума к ней с другой;
5) выработанный личностью (при данных условиях) способ реализации своей общественной жизни, место в профессиональной деятельности, способы самоактуализации и самореализации в общении (семье), в различных формах жизни;
6) присущий личности способ объективации, самовыражения и самореализации в деятельности, общении, жизненном пути в целом.
В отличие от субъективных отношений, смыслов, концепции жизни и т. д., позиция представляет собой совокупность уже реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который определяет и дальнейший ход жизни.
Важнейшей характеристикой позиции являются противоречия, которые в результате принятия личностью той или иной позиции могут либо обостряться, либо сглаживаться. Позиция характеризуется способом разрешения противоречий, который показывает, способна ли личность соединить свои индивидуально-психологические, возрастные, статусные возможности, особенности и притязания с условиями и требованиями жизни.
Если основные жизненные отношения личности интегрирование отвечают ее субъективным отношениям, то такая позиция характеризуется целостностью, гармоничностью, целенаправленностью, устойчивостью. Позиция же, построенная на не связанных между собой основных отношениях и способах их реализации (не соответствующих этим отношениям), очень быстро приводит к обострению противоречий и в конечном счете к новому кризису. Позиция — это личностное самоопределение. Основные характеристики процесса и результаты самоопределения, на наш взгляд, следующие:
1) процесс самоопределения— это преодоление психологического разрыва между наличным состоянием и необходимостью самореализации и самоосуществления;
2) процесс самоопределения двухвекторный — от переосмысления "Я" в ситуации к высшим смыслам личности и от высших смыслов к способам их объективации.
Жизненная линия (понятие, в отличие от понятия "позиция", разрабатываемое в зарубежной психологии, — lifelain) это не стадии и переходы от прошлого через настоящее в будущее, а характеристика жизненного движения личности во временном и ценностно-смысловом отношениях и способы связи прошлого, настоящего и будущего, образовавшиеся личностью. Мы дифференцировали жизненные линии, характерные для разных типов личности:
— континуальная, т. е. когда одна стадия (этап) жизни следует после предыдущей и вытекает из нее; такая жизненная линия закономерно однонаправлена, однолинейна. Такая жизнь, как правило, однообразна, хотя это однообразие имеет и обыденная, и — в некоторых случаях — научная жизнь (узко ограниченная избранным научным направлением, кругом проблем, интересов и общений);
— дискретная линия, при которой образуются разрывы между этапами жизни, "перегибы" (Т.Н.Березина), отсутствие единой "логики": период подъема и успеха сменяется пассивностью или изменением направления активности, "центра тяжести", "расстановки сил" (по выражению С.Л.Рубинштейна), переменой работы (профессии), семьи и т. д. Это иногда сопровождается потерей власти над событиями (и даже поступками), преобладанием стихийно-эмпирического характера жизни;
— дивергентная линия характеризуется расширением пространства — "веером" направлений активности, профессиональных интересов (ярчайшим примером такой жизненной позиции является жизнь княгини М.А.Тенишевой);
— восходящая линия жизни характеризуется повышением ее качественного уровня (С.Л.Рубинштейн), связанного с совершенствованием личности как ее субъекта.
Эта дифференциация носит, конечно, достаточно условный и схематичный характер. Она углубляется, если соотнести ее с типами личности, выделенными (В.И.Ковалев) по двум параметрам — активности и времени:
— активно-ситуативный тип, как правило, функционер, использующий все объективные возможности данной ситуации и соотносящий максимум активности с ее "пиком";
— пассивно-ситуативный, не являющийся субъектом жизни и единой, отвечающей внутренней логике генеральной линии жизни; в его жизни, как правило, преобладает внешняя детерминация, роль событий, в которых он пассивно участвует;
— активно-пролонгированный тип, является творцом своей жизни, поскольку реализует практически свою жизненную концепцию на всем ее протяжении;
— пассивно-пролонгированный тип, описан К.Юнгом как человек, осознающий всю сложность мироздания и жизни, не рискующий выделить в ней свои цели и задачи, а потому предпочитающий бездействие.
Можно говорить о безусловной субъектности личности активно-пролонгированного типа, хотя ее активность может развертываться и сохраняться на высоком уровне не только во времени, но и в пространстве жизни.
Жизненные перспективы, как отмечалось, наиболее изученные в зарубежной психологии, личностные временные проекции. Однако их исследование касалось 1) отдаленности и 2) степени структурированности жизненных перспектив.
Мы дифференцировали жизненные перспективы (психологическое будущее) на три следующих:
— когнитивные, когда человек строит планы и постоянно планирует будущее, но не обязательно их реализует;
— мотивационные, когда при отсутствии четких сознательных планов личность успешно самореализуется на основе высокой мотивации достижения;
— жизненные, когда будущее гарантировано совокупностью: жизненного опыта (мудростью), способностей, компетентности, зрелости личности и ее практическими жизненными достижениями (социальной, профессиональной позицией, материальным благополучием и т. д.).
Смысл жизни, в отличие от жизненных перспектив, это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка ее прожитой жизни (иногда как бессмысленной) и ее настоящего по основному критерию подлинности жизни — адекватности способа самовыражения самой личности. Иногда соотношение внешних и внутренних детерминант (и соответствующих мотивов) складывается в пользу "надо" (необходимости) за счет "хочу", и личность превращает свою жизнь в выполнение далекого от ее желаний и целей долга, необходимости. Тогда и ее способности и ее энергия реализуются в полсилы, она живет не своей жизнью, а потому не переживает удовлетворенности жизнью, которая и питает жизненный смысл. Потеря смысла жизни — это потеря субъектной позиции в жизни.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.