Специфика построения выборки в диагностике
Цель выборки — достичь максимальной репрезентации исследовательского массива генеральной совокупности объектов, т. е. состав обследуемых по основным параметрам должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
Достичь строгой репрезентации сложно, поэтому следует строить выборку в соответствии с главными направлениями анализа данных.
Можно не заниматься собственным расчетом выборки, а сослаться на расчеты других исследователей. Например, В.И. Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативной выборки с допущением 5-процентной ошибки1:
Объем генеральной совокупности (человек)
500
1000
2000
3000
4000
5000
10000
100 000
более 100 000
Объем выборки
(человек)
222
286
333
350
360
370
385
398
400
Этот расчет выборки более характерен для массовых социальных явлений, в условиях определенной стабильности и социальной однородности общества.
Сегодня основное внимание науки акцентировано на микросоциальных, социально-психологических процессах, на проблемах микросреды, самореализации личности и т. п., что предполагает умение формировать в качестве единиц наблюдения малые группы респондентов.
Поэтому актуальнее другой путь построения выборки: путь ее логического конструирования, без прямой зависимости с генеральной совокупностью, но, как правило, "логические" выборки не менее репрезентативны. Например, на локально-территориальном уровне диагностики мы использовали при расчете выборки пропорциональное соотношение мужчин и женщин, семейных и холостых, с детьми и бездетных и т. д. Получился следующий объем выборки, апробированный в всесоюзных и российских диагностических обследованиях:
100 респондентов — для городов-миллионеров;
75 респондентов — для крупных городов (300 тыс. — 1 млн);
50 респондентов — для средних городов (100 тыс. — 300 тыс.);
35 респондентов — для малых городов, поселков и сел.
Хорошо апробированной и часто используемой нами в исследованиях является выборка под названием "среднеарифметическая".
По каждому из социально-демографических показателей, относящихся чаще всего к последнему блоку анкеты или интервью — "сведения о вас", отбираются наиболее значимые признаки. Например, стандартная возрастная шкала состоит обычно из 7—8 возрастных групп. Так, для исследования личностно-профессионального развития госслужащих нам важно выделить те возрасты, которые типичны для генеральной совокупности. Например, 3 возрастные категории: молодежь, 30- и 40-летних и пожилых, ближе к пенсионному возрасту. Из шкалы образовательного уровня нам важно выделить 2 признака: среднее специальное и высшее образование. Из профессионально-должностного показателя выделяем три признака, определяющих социальное положение респондентов. По показателю "семейное положение" важен сам факт наличия семьи, поэтому выделяем два признака ("да" и "нет") и т. д.
Затем производим следующие вычисления:
1. Возраст — три признака.
2. Образование — два признака.
3. Социальное положение — два признака.
4. Семейное положение — два признака.
(1 • 3) + (2 • 2) + (3 • 3) + (4 • 2) = 24.
24 человека — минимальная, но достаточная, к тому же обоснованная группа для одного локального опроса. Затем механическим путем отбираются места проведения опроса и умножаются на 24. Например, 24-хЗ, где 3 будет обозначать три организации или три уровня территориального управления (область, город, район) и т. д. Следовательно, выборочная совокупность будет составлять 72 человека.
Подобные конструирования выборки должны отвечать основным требованиям, предъявляемым к ней:
— выборка должна обеспечить в первую очередь качественное представительство изучаемого объекта;
— численность выборки зависит от уровня однородности или разнородности изучаемого объекта: чем более он однороден, тем выборка меньше; чем более он разнороден, тем большее количество признаков надо выделять по каждому показателю, следовательно, выборка будет больше.
Резюме
Объект диагноза всегда находится в процессуальном изменении, поэтому заключения о состоянии объекта выносятся в оценках, с одной стороны, подвижности, изменчивости, неосвоенности, с другой, устойчивости, стабильности, освоенности.
Выделяются три типа диагноза: 1) устанавливающий отклонения объекта от нормы; 2) определяющий принадлежность объекта к тому или иному классу, типу, группе; 3) описывающий объект как уникальное состояние признаков, т. е. его особенности; как правило, диагностическое обследование включает все три типа диагноза.
Способностью к спецификации изменяющихся объектов обладают такие его характеристики, как самоопределение, идентификация, воспроизводство, взаимодействие и т. п. Тем самым из инструмента научного познания диагностика превращается в процедуры преобразования, конструирования практической деятельности.
Диагноз проблемных ситуаций в личностно-профессиональном развитии конкретной сферы деятельности может быть выражен в следующих показателях: степень (уровень) изменчивости, отношение человека к интенсивности изменений; направленность изменений (зоны перемен и максимального влияния), отношение человека к этому; степень и локализация напряженности и потенциальных конфликтных ситуаций; степень и формы активности в зонах напряжения (пассивная, конфликтная, конструктивная); оценка средств, используемых в зонах напряжения (адаптивных, заимствованных образцов и ресурсов извне, создаваемых новых средств на базе собственных ресурсов); оценка приоритетов и отношений человека к изменениям в области ценностных установок (ориентация на изменения или на сохранение).
Принцип дихотомичности диагностической оценки позволяет отследить процесс изменения в худшую или лучшую сторону, т. е. определить основные состояния объекта: формирование; институционально-организованное, упорядоченное состояние, кризис, распад, преобразование, а также вынести "уровневую" оценку (высший, средний, низкий) каждому из состояний.
Предметом диагностики является изучение действия механизмов и факторов, обусловливающих процесс изменения объекта.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем отличаются между собой основные концептуальные подходы в диагностике (предметный, проблемный, ситуационный, системно-генетический)?
2. Назовите основные ключевые слова акмеологической диагностики.
3. Назовите поэтапные задачи диагностики. В чем состоит специфика диагностического показателя.
4. Объясните три основных типа диагноза.
5. Сделайте расчет диагностической выборки для какого-либо исследования.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.