Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
Как известно, основополагающей категорией акмеологии, на данном этапе ее развития, является категория профессионализма. По мнению известного ученого А.А.Бодалева, профессионал — "это субъект деятельности, обладающий такими характеристиками ума, воли, чувств или, если хотите смотреть более обобщенно, такими психическими свойствами, которые представляют устойчивую структуру, позволяют ему на высоком уровне продуктивности выполнять ту деятельность, в которой он зарекомендовал себя как большой специалист"3. Н.В.Кузьмина, также ориентирована в определении профессионализма на деятельностное составляющее1. Вместе с тем справедливо, что нет деятельности, как таковой, ее всегда выполняет кто-то, да и сама направленность деятельности имеет значение. Еще А.Адлер утверждал, что только труд, предполагающий социальный интерес и приносящий пользу людям, заслуживает одобрения. Гражданственность профессиональной деятельности, гражданственность труда вообще является определяющим фактором для его приятия или неприятия в обществе. Данная посылка позволяет предположить, что в акмеологии наряду с профессионализмом важной категорией дальнейшего развития науки должна быть категория гражданственности, государственности личности профессионала.
В акмеологии определены условия и факторы, способствующие становлению профессионала (Е.Н.Богданов, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.К.Маркова и др.). По мнению ученых, "в случае, когда некие условия и факторы способствуют развитию профессионализма, их называют акмеологическими"2. В настоящее время сложились операциональные определения этих базовых акмеологических категорий, которые могут быть востребованы для исследования становления личности в целом:
— акмеологические условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности;
— акмеологические факторы — основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма.
Различие данных категорий определяется в их объективной составляющей (применительно к условиям) и субъективной (применительно к факторам).
В психолого-акмеологических исследованиях в качестве значимых акмеологических условий называются задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества в период его становления, условия семейного воспитания и образования, доступ к культурным ценностям и прочее, что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина). По мнению Н.В.Кузьминой, акмеологические факторы могут быть субъективными (индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности — мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и пр.) и субъективно-объективными, связанными с организацией профессиональной среды и взаимодействий, качеством управления, профессионализмом руководителей. Важнейшими акмеологическими факторами определяются также стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, престиж профессионализма, а также все субъективное, способствующее росту профессионализма.
Важно, что А.А.Деркач определяет акмеологические инварианты профессионализма как "основные качества и умения профессионала (или, в ряде случаев, необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность деятельности"1. Гражданская зрелость личности, на наш взгляд, также является одним из таких важнейших инвариантов профессионализма, независимо от содержания и специфики деятельности специалиста. В связи с этим возникает проблема исследования акмеологических условий становления гражданственности.
Проблема становления в психологии трактуется неоднозначно. Не существует однозначного определения и разграничения понятий "становление", "формирование" и "развитие". В целом становление рассматривается как изменение качеств человека, предполагает развитие его функциональных механизмов психики и усвоение опыта. К.А.Абульханова пишет: "Личность объективирует себя определенным образом, творит свои отношения с миром... Становление личности — это и есть становление ее основных отношений. Мера их сформированности и есть мера зрелости личности"2. Если согласиться с данным определением, то становление гражданственности личности профессионала — есть становление системы его отношений к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям и т. д. Е.О.Смирнова, исследовав понятие "отношение", полагает, что само слово "отношение" в русском языке является отглагольным существительным (от глагола "носить"), смысл которого означает действие отношения. Это действие предполагает, что кто-то кому-то что-то относит. Специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т. д.) Поэтому отнести можно только то, что является своим (или присвоенным)3. Что же может являться своим? Что же предполагает гражданскую зрелость как систему отношений? Изучение трудов Б.И.Додонова, В.Н.Мясищева, В.В.Сталина4 позволяет предположить, что основополагающими составляющими становления гражданской зрелости, как системы и программы отношений, являются: потребности, мотивы, интересы, оценки, эмоции, убеждения. Такая "программа отношений", говоря словами Б.И.Додонова, "побуждает индивида активно искать или создавать жизненные ситуации, в которых запроектированные им отношения могли бы реализоваться и действительно реализуются. Его деятельность в этих ситуациях — источник объективных ценностей. С другой стороны, с этими же программами отношений человек постоянно сверяет свои ситуативно возникающие чувства и мысли и, если они оказываются не такими, какие запрограммированы, стремится подавить их, не дав формироваться "порочному" намерению и прорваться неприемлемым для него мотивам в действие”1. Научно обоснованный подход к исследованию становления гражданственности, гражданской зрелости как системы и программы отношений личности, на наш взгляд, представляет актуальный интерес для акмеологии.
Исследование становления гражданственности может опираться на обоснованный и строгий категориально понятийный аппарат науки, разработанный учеными (О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.). В результате проведенных теоретико-методологических исследований акмеология разработала систему методологических принципов, которые могут быть применимы и в интересах. При этом одним из важнейших будет являться методологический принцип изучения человека в его движении к данному свойству как индивида, личности, субъекта гражданского общества, субъекта труда и индивидуальности. Этот принцип предполагает изучение становления гражданственности в многообразии проявлений.
По мере развития акмеологии исследование гражданственности, несомненно, будет опираться на реализацию приведенного принципа при изучении трех равноценных объектов: человека, государства, деятельности. Безусловно, в ходе исследования явления могут быть применимы и другие конкретные методологические принципы акмеологии: личностный, субъекта, деятельности, жизнедеятельности, активности, потенциальности, единства личности и деятельности, психосоциальный, оптимизации, прагматичности, реалистичности (А.А.Деркач, Г.С.Михайлов, А.С.Огнев и др.).
Принимая во внимание определенные положения и выводы известных исследований акмеологических условий профессионального становления личности (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова и др.), можно предположить следующие акмеологические условия становления гражданственности:
— воспитание у личности социального и государственного интереса, формирование актуальной системы ценностей и убеждений по отношению к явлениям природы и миру вещей, к людям и общественным явлениям, к самому субъекту-личности2 начиная с раннего детства (в семье, школе, вузе и т. д.);
— обоснованная гражданская и государственная направленность общего и профессионального обучения;
— культурация "социального и государственного интереса" в окружающей среде;
— заданность и подкрепление гражданским обществом желательных образцов для подражания;
— доступ личности к общечеловеческим культурным и гражданским ценностям.
Акмеологическими факторами при этом следует полагать следующее:
— соотнесенность "Я-концепции" личности с "Мы-концепцией"1;
— систему отношений личности, ее направленность, интересы, мотивы, убеждения;
— компетентность, способности, знания и умения;
— комплексы "психической неполноценности" (А.Адлер) и соответствующие им ведущие тенденции личности;
— самооценку личности.
Необходимость исследования становления гражданственности соответствует доминирующей в акмеологии научной парадигме, по образному выражению К.А.Абульхановой, "идущей от реальности". Акмеологические исследования гражданственности, с учетом наработанного в акмеологии, могут предполагать решение нескольких ключевых задач:
— акмеологический анализ, т. е. определение акмеологических условий и факторов;
— прогноз оснований, возможностей и перспектив формирования гражданственности у членов общества до уровня акме;
— разработку акмеограммы и осуществление акмеографических описаний;
— разработку на основе акмеограммы программы гражданского воспитания;
— выбор актуальных методов и акмеологических технологий для решения задач воспитания гражданственности;
— реализацию планов и программ с необходимым мониторингом.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.