Содержание типов психологических тренингов
Тип тренинга | Содержание тренинга |
Психофизический | 1. Формирование оптимальной структуры тела - снятие нейромышечных блоков; 2.Контроль и управление нейромышечным тонусом . Выполнение приемов нейромышечной релаксации; 3. Выполнение специальных упражнений на коррекцию позвоночника, тренировку сосудов мозга, регуляцию общей гемодинамаки, функции эндокринных желез и вегетативных центров, проведение целевой органотренировки. |
Психоэмоциональный | — Создание позитивных установок методом осознанного самовнушения, медитативное погружение и интроспекция сферы бессознательного, разрешение внутриличностных конфликтов. |
Психосоциальный | — Тренинг гибкого общения, приемов недирективного влияния, обеспечения социальной поддержки; — Использование техники безопасности и оптимального разрешения межличностного конфликта. |
Ниже приводим описание наиболее доступных ресурсосберегающих технологий, относящихся к каждому из трех типов тренингов.
Техника выполнения ритмического дыхания состоит в следующем: примите удобную позу, подождите, пока дыхание самостоятельно не отрегулируется до нормального ритма в покое. Направьте в это время свое внимание на биение сердца. Это не трудно сделать — достаточно сосредоточиться на области сердца, чтобы начать чувствовать его. Когда вы станете улавливать удары сердца, остается сознательно синхронизировать сердечный и дыхательный ритмы. Отсчитывайте два удара на вдох и четыре удара на выдох и дышите так приблизительно в течение минуты. В дальнейшем эти состояния можно постепенно увеличивать, отводя три удара на вдох и шесть на выдох, если вам не трудно — продолжайте вдох до четырех ударов сердца, а выдох до восьми. Заметьте, что речь не идет о задержке дыхания после вдоха. Прежде чем начинать ее (это должно быть предметом
специальной тренировки), важно сначала установить ритм и увеличить продолжительность вдоха и выдоха. Вскоре должна установиться отличная синхронизация и вы заметите, как правильное сознательное и ритмичное дыхание поглощает целиком ваше внимание, что является одной из целей упражнения. В результате этого наступают спокойствие и бодрость. Никакое другое средство не может сравниться с ритмическим дыханием в борьбе с перенапряжением, которое мы испытываем в повседневной жизни.
Механизм влияния на человека ритмического дыхания сравним с природой электрического тока. Электрическое движение представляет из себя перемещение электронов в одном и том же направлении. Аналогично, если все частицы воздуха в комнате заставить колебаться в одном и том же направлении, комната представит собою гигантскую электрическую батарею. Теперь вспомним положение из физиологии о том, что центр, регулирующий дыхание, управляет всей респираторной системой также посредством нервных токов. Вследствие ритмического дыхания все биоритмы тела по принципу резонанса начинают колебаться синхронно. Тогда все движения тела становятся ритмично-гармоничными, тело делается как бы гигантской батареей воли. В этом — физиологическое объяснение упражнения ритмического дыхания. Это упражнение делает все движения в теле ритмическими и помогает нам через дыхательный центр управлять другими центрами.
Техника выполнения энергизирующего дыхания.
Встаньте прямо в направлении к солнцу, ноги на ширине плеч, стопы параллельны. Слегка согните ноги в коленях. Расслабьте область поясницы. "Расправьте" спину: позвоночник свободно выпрямлен.
Ключевое звено для рук — расслабление подмышечной области. Свободно опустите плечи, чуть подав их вперед. Возникает такое чувство, что они "свешиваются". Это движение помогает преодолевать привычку приподнимать или перекашивать плечи.
Ключевым для головы и шеи является "подвешивание головы за макушку". Выполните описанное структурное выстраивание тела и приступайте к осуществлению энергизирующего дыхания.
Для этого прикройте глаза. Это способствует расслаблению тела и общей релаксации, вы словно "закрыли глаза на все вокруг".
Сосредоточьтесь на достижении состояния "безмятежности и покоя" в психоэмоциональной сфере, устраните посторонние мысли, полностью раскрепоститесь. Лишь при этом условии мышцы и суставы могут быть расслаблены, а энергия и кровь — свободно циркулировать. Мышцы лица как бы готовы собраться в улыбку, но именно готовы — улыбки на лице еще нет. Это помогает добиться расслабления внутренних органов и сохранить состояние "безмятежности и покоя".
Медленно наложите кисти на область живота ниже пупка. Чуть приоткрыв рот, выполните выдох через рот, одновременно еще более расслабляя область поясницы и несколько сгибая ноги (опускаясь строго вертикально) так, чтобы колени лишь чуть-чуть вышли за линию носков. Выдох должен быть мягким, ровным, естественным и продолжительным. Выдыхать следует не до конца, недопустимо чувство "нехватки воздуха". Мысленно легко втяните нижнюю часть живота, слегка надавливая руками вниз (при выдохе живот втягивается, при вдохе — слегка раздувается или возвращается в прежнее состояние).
Сохраняйте положение приседания, область поясницы расслаблена, рот прикрыт. Сделайте вдох как бы через всю поверхность обращенного к солнцу тела, произнося про себя: "Я вдыхаю солнечную энергию". Вдох должен быть медленным, с наслаждением, словно вы вдыхаете аромат цветка. При этом вы слегка поднимаетесь, распрямляя колени. На высоте вдоха задержитесь, продолжая мысленно проговаривать фразу: "... и сияю подобно солнцу".
Выдыхая, расслабляйте тело, опускаясь сверху вниз, вдыхая, поднимайтесь вверх. Ступни ног прочно упираются в Землю. Будьте связаны с Землей. Если вы связаны с Землей — вы связаны с жизнью. Чувствуйте, что Земля сообщается с вами, что между Землей и вами возникает диалог. Если ваши стопы открыты к восприятию энергетического потока, идущего от Матери-Земли, вы чувствуете своими подошвами, как энергия Земли входит в ваше тело, вы чувствуете контакт с Землей. При этом целительная энергия проникает внутрь вас и питает ваш организм. Подобно корням дерева, ступни поддерживают всю структуру организма, поэтому очень важно прочно и равномерно распределить вес вашего тела по всей поверхности стоп.
Чувствуйте, как энергия Земли и Солнца вливается в вас. Почувствуйте, что вы вдыхаете не воздух, а солнечную энергию. Почувствуйте, что громадная космическая энергия входит в вас с каждым вдохом, и что нет ни одного места в вашем существе, которое не было бы заполнено потоком этой энергии. Он течет, как река, внутри вас, омывая и очищая все ваше существо.
Медитация внутренней улыбки начинается с глаз и с искренней улыбки в них. Расположитесь удобно, чтобы чувствовать себя комфортно и естественно. Сделайте мягкий, глубокий вдох, и вместе со вдохом поднимите взгляд максимально вверх, не поднимая при этом головы. Задержитесь некоторое время на высоте вдоха, и с выдохом, прикройте веки и отпустите ваши глаза в "свободное плавание". Позвольте им стать настолько расслабленными, настолько тяжелыми, что они как будто не в состоянии раскрыться. Позвольте ощущению расслабленности от ваших глаз распространиться по всему телу. Погрузитесь в это ощущение. Обратите ваши мысли к приятному и радостному воспоминанию. Воспроизведите картину этого воспоминания, окажитесь в нем еще раз и прочувствуйте все, что чувствовали тогда. Позвольте легкой и непосредственной улыбке расцвести на вашем лице. Почувствуйте в ней энергию любви и добра, и направьте ее свободным потоком к сердцу. Наполните его светлой живительной энергией. Внутренним взором наблюдайте, как ваше сердце, словно сосуд, наполняется этой энергией, обеспечивает ему надежную и устойчивую работу. Наблюдайте как вокруг вашего сердца образуется "энергетический кокон", который надежно защищает его от всех уколов судьбы. Ваше любящее доброе сердце нуждается в помощи и защите, и вы даете ему эту защиту в виде светлой целительной энергии. Поблагодарите ваше сердце и пообещайте ему помощь и поддержку. Почувствуйте как ваше сердце открылось и расслабилось, как оно работает легко и спокойно.
Теперь направьте поток живительной энергии от сердца к легким. Сделайте это от всей души. Распространите энергию улыбки на каждую клеточку своих легких. Почувствуйте как ваши легкие наполняются энергией любви и добра. Направьте эту энергию глубоко в легкие и улыбкой отведите прочь печаль и депрессию. Наполните их ароматом любви и радости, исходящим от сердца. Поблагодарите ваши легкие за работу и пообещайте поддерживать их впредь. Почувствуйте, что ваше дыхание стало легче, глубже и спокойнее.
Теперь позвольте потоку целительной энергии, наполненной радостью и любовью, распространиться вниз. Направьте ее сначала в печень, расположенной с правой стороны внизу грудной клетки. Распространите энергию любви на каждую клеточку вашей печени, тщательно "промывая" ее, желчный пузырь и все желчные протоки. Погрузитесь вглубь и "посмотрите" на какой-нибудь гнев или агрессию, затаившиеся в органе. Отведите их прочь своей улыбкой, и пусть там появятся радость и любовь. Поблагодарите вашу печень за работу и пообещайте поддерживать ее и впредь. Почувствуйте, как она смягчается и начинает лучше очищать вашу кровь и участвовать в пищеварении.
Теперь направьте поток целительной энергии к поджелудочной железе, расположенной в центре и чуть слева от поясницы. Непрерывным светящимся потоком "промойте" каждую клеточку поджелудочной железы. Проникнитесь и посмотрите вглубь, не спрятано ли там какое беспокойство. Пусть тепло радости, любви и добра растопит это беспокойство. Поблагодарите вашу поджелудочную железу и пообещайте ей поддержку. Почувствуйте, как она стала еще лучше регулировать сахар в крови и участвовать в пищеварении.
Теперь направьте поток целительной энергии к желудку. Внутренним взором наблюдайте, как энергия внутренней улыбки заполняет ваш желудок, как она очищает его стенки, заживляет все повреждения слизистой оболочки. Поблагодарите его за переваривание пищи и пообещайте ему поддержку. Почувствуйте, как ему становится спокойно и комфортно.
Направьте поток целительной энергии дальше в двенадцатиперстную кишку, тонкий и толстый кишечник. Почувствуйте, как светлая энергия любви и добра проходит по всему пищеварительному тракту, снимая воспаления, обезвреживая токсины, выводя шлаки и боль. Поблагодарите ваш кишечник за работу и пообещайте поддерживать его и впредь. Ощутите, как он становится мягким, спокойным и чистым.
Теперь направьте поток целительной энергии в почки и надпочечники, находящиеся в верхней части поясницы, по обеим сторонам от позвоночника. Непрерывным светящимся потоком промойте каждую клеточку ваших почек и надпочечников. Улыбнитесь внутренней улыбкой и мысленно погрузитесь в них. "Посмотрите", есть ли в них какой-либо страх. Улыбайтесь с теплом, радостью и любовью, и "растопите" свои страхи. Поблагодарите ваши почки и надпочечники за работу и пообещайте поддерживать их и впредь. Почувствуйте, как они становятся свежее и чище, как они еще лучше начинаю фильтровать кровь.
Направьте поток целительной энергии вниз, в область половых органов. Пусть энергия радости, любви и добра течет в них. Сексуальная энергия — основная жизненная сила. Поблагодарите ваши половые органы за их работу, за то, что они делают вас сексуальными.
Поднимите эту энергию вверх по позвоночнику. Почувствуйте как непрерывный поток энергии жизни омолаживает ваш позвоночник, высвобождает ущемленные нервы, восстанавливает межпозвоночные диски, возвращает на место позвонки. От позвоночника диффузно распространите эту энергию по всему телу: в кости и суставы, мышцы и сухожилия, кровеносные сосуды и нервы. Ощутите свою наполненность этой энергией, как бы светящейся из вас и распространяющей вокруг вас ауру любви, добра и спокойствия. Достигните устойчивого ощущения этого целительного состояния и неся его с собой, естественно и спокойно возвращайтесь. Медленно открывайте глаза и возвращайтесь.
Работа завершена. Поблагодарите светлые силы за оказанную вам помощь. Оцените свое состояние, насладитесь свежестью и силой. Все органы и системы вашего организма получили заряд на исцеление. Идет их восстановление и оздоровление.
Резюме
Данные технологии касаются экологии психической сферы человека. Их цель — представить эффективные методы управления и использования силы мысли в интересах здоровья.
В них раскрывается природная связь сознания и тела, используются механизмы их сотворчества в жизненном процессе. К сожалению, медицинский мир в целом мало интересуется изучением и познанием взаимоотношений разума и тела, а использование сильнодействующих препаратов, безудержно нарастающее в последние десятилетия, все больше отнимают у человека право на самоуправление своим здоровьем. С помощью описанных выше техник это неотъемлемое право удается восстановить.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы отличия гомеостатической и гетеростатической моделей жизнедеятельности человека?
2. На каких психофизиологических закономерностях основываются ресурсосберегающие технологии?
3. В ситуации сильного эмоционального переживания сконцентрироваться на своем дыхании, оценить его характер и выполнить методику ритмического дыхания. Проанализировать изменения в эмоциональной сфере.
4. Оценить изменения в состоянии здоровья после месяца регулярного использования медитации внутренней улыбки.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.