Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
Рассмотрение акмеолога как субъекта деятельности в рамках акмеологической службы предполагает обращение к его обязанностям, ответственности, правам, а также личностно-профессиональным характеристикам.
В своей профессиональной деятельности акмеолог обязан:
— руководствоваться Конституцией РФ, правительственными и нормативными документами, регулирующими деятельность соответствующих структур, в рамках которых функционирует акмеологическая служба;
— рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;
— работать на уровне последних достижений акмеологической науки, кадроведения; применять современные научно-обоснованные методы; постоянно повышать свою профессиональную квалификацию;
— препятствовать проведению психолого-акмеологической работы некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
— выполнять указания и рекомендации по работе со стороны специалистов вышестоящих управлений своего профессионального профиля;
— учитывать конкретные обстоятельства в решении всех вопросов, вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству человека;
— хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления практической работы по личностно-профессиональному развитию и может нанести ущерб тому, ради которого такая работа проводится;
— проводить эксперимент, опытную работу только на основе валидных методик и концептуально обоснованной программы:
— вести запись и регистрацию всех видов работ.
Акмеолог имеет право:
— самостоятельно формулировать конкретные задачи работы, соответствующие профессиональной компетенции, выбирать формы и методы их осуществления, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ и выделении приоритетных направлений;
— требовать от администрации и вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
— отказаться от выполнения распоряжений администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат гуманным принципам акмеологической науки и практики;
— ознакомиться с необходимой документацией;
— обращаться с запросами в различные государственные организации для получения информации, относящейся к его области деятельности;
— участвовать в разработке новых методов, используемых во всех направлениях работы службы, оценке их эффективности;
— проводить исследовательскую, в том числе опытно-экспериментальную работу;
— выступать с анализом и обобщениями опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах, радио и телевидении;
— вести пропаганду психолого-акмеологических знаний. Акмеолог несет ответственность:
— за правильность акмеологического и психологического диагноза, прогноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность выдаваемых рекомендаций;
— за сохранение документации и материалов службы, оформление их в установленном порядке;
— за качественное и своевременное выполнение указаний вышестоящих психолого-акмеологических структур и предоставление предусмотренной отчетности.
Для организации работы акмеолога создается акмеологический кабинет, который должен обеспечивать необходимые условия для проведения основных видов деятельности специалиста рассматриваемого профиля. Для этого он должен быть оснащен соответствующим оборудованием: набором диагностических методик, бланками, аппаратурой для психодиагностики, обработки результатов исследований, видео- и аудиотехникой.
Резюме
Акмеологическая служба является формой акметехнологического обеспечения личностно-профессионального развития человека, Она может быть создана на различных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и первичном.
Основная цель службы: акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека реализуется посредством оказания психолого-акмеологической поддержки в личностно-профессиональном развитии; психологизации и педагогизации среды как фактора успешности профессиональной деятельности специалиста; психолого-акмеологического обеспечения системы подбора, расстановки, аттестации и повышения квалификации кадров.
Деятельность акмеологической службы базируется на научном, прикладном и собственно-процессуальном компонентах.
Акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития специалистов в рамках службы предполагает реализацию в ее работе информационно-аналитического, программно-целевого моделирования профессиональной деятельности кадров, мониторинга личностно-профессионального развития, акметехнологического обеспечения личностно-профессионального развития специалистов.
Акмеологическая служба использует в своей работе как диагностические, так и развивающие акметехнологии. Основой для подбора диагностического инструментария является концепция оценки личностно-профессионального развития специалиста той или иной сферы. В основу отбора развивающих акметехнологии могут быть положены субъектно-профессиональные подструктуры личности.
Результаты, полученные в процессе работы акмеологической службы, могут быть использованы в разработке профессиограмм и акмеограмм специалистов, обосновании функциональных психолого-профессиональных требований к личности специалиста данной сферы, подборе, отборе и аттестации кадров, разработке системы критериев, показателей и уровней продуктивности профессиональной деятельности специалистов, ротации кадров, преобразовании профессиональной среды, оптимизации условий профессиональной деятельности, определении психологических условий и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие специалиста.
Рассмотрение акмеолога как субъекта деятельности в рамках акмеологической службы предполагает обращение к его обязанностям, ответственности, правам, а также личностно-профессиональным характеристикам.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоят особенности акмеологической службы по сравнению с психологической службой?
2. На каких правовых основах осуществляется деятельность акмеологической службы?
3. Назовите цели и задачи деятельности акмеологической службы.
4. Какие виды акметехнологий используются в работе акмеологической службы?
5. Какие функции выполняет сотрудник акмеологической службы?
6. Какими профессионально важными качествами должен обладать акмеолог, и какие качества личности сотрудника акмеологической службы могут быть несовместимы с его профессиональной деятельностью?
7. Раскройте сущность акмеологического подхода к определению цели, задач и содержания деятельности акмеологической службы.
8. Постройте графическое изображение структуры целей и задач акмеологической службы.
9. Представьте, что Вам предстоит разработать модель акмеологической службы, которая будет функционировать в рамках Вашего учреждения (организации, ведомства). Какие знания, информация Вам понадобятся для решения этой задачи?
10. Попытайтесь "нарисовать" социально-психологический портрет руководителя акмеологической службы.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.