Сущность этнической акмеологии
"Акме" человека — вершина, которую он достиг в своем развитии как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельности. Выделяются физическое, гражданско-личностное и субъектно-деятельностное "акме". Оздоровление, сохранение, возрождение и развитие народа возможно только при условии осознания своего состояния и аккумуляции жизненной энергии до акматической фазы. Акматическая фаза развития народа может быть достигнута при наличии пассионарных личностей, достигших осознающих себя национальными лидерами и ответственно управляющих государством как патриоты. Проявление акматического состояния этноса обнаруживается в национально-государственном строительстве, культурном возрождении, в восстановлении национальной памяти и освобождении от стереотипов психологии зависимого народа. Укрепляет этническое самосознание признание другими народами национальной самобытности и ярких дарований национальных лидеров.
Формирование национального достоинства, национальных чувств осуществляется в современных реалиях как противоречивый процесс внутренней этнической консолидации и интеграции в более широкий социум. Закономерности и механизмы проявления ценностных ориентации и мотивов поведения представителей того или иного этноса формируются всем опытом проживания и культурных традиций единого геоисторического пространства.
Акмеология ставит задачей проследить взаимозависимости, которые существуют между особенностями "акме" человека с социально-экономическими условиями общества, членом которого он является; историческим временем, в которое он живет; его социальной принадлежностью; конкретной социальной ситуацией, которое существует в данный момент в обществе; возрастом человека; его полом.
В выделенных аспектах отсутствует одна из основных детерминант человеческого развития — этнонациональное происхождение как социобиологическое и аксеологическое обоснование его личностного становления. Нет людей без этноса, В современном человеческом сообществе фактор этничности начинает приобретать характер глобального распространения. Этничность исторична. Ее глобализацию обычно связывают со становлением мирового рынка и последовавшим за этим "втягиванием" огромного числа периферийных обществ в то дифференцированное единство, которое и стало затем восприниматься как этническая картина мира. Доминирование этничности, ее выход на первый план в системе других идентификаций также рассматриваются как результат становления индустриального общества, повлекшего за собой распад традиционной общины, атомизацию массы и становление "массового индивида" с его чувством отчуждения и с присущим ему способом преодоления этого отчуждения — этнизацией и национализацией.
Учет этнической самоидентификации и этнического самосознания особенно важно для профессионального развития личности как специалиста. Например, в научном обеспечении и практической регламентации государственной службы в Российской Федерации пока отсутствует национальный фактор. Профессиональные требования к подготовке государственных служащих не включают в себя набор качеств личности, свидетельствующих о ее компетентности в области национальных отношений, владения языками, обеспечивающих рост государственного служащего в качестве национального лидера или государственного деятеля, государственника. Согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий — это лицо, профессионально осуществляющее деятельность по обеспечению исполнения государственных органов. Государственный служащий обязан содействовать реализации этнонациональной политики в области реализации интересов граждан всех национальностей, обеспечения межнационального согласия и уважения к традициям народов и их социально-экономического и культурного развития, предотвращения и мирного регулирования межэтнических конфликтов. Необходима компетентность государственного служащего в сфере национальных и федеративных отношений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации единственным источником государственной власти является многонациональный народ. Следовательно, акматической фазой государственной службы является осознание своей деятельности как служение многонациональному народу Российской Федерации. В таком случае стратегия жизни личности совпадает со стратегией развития народа. Стратегичность жизни — это ее соответствие реализованным в жизни ценностям, принципам человечности и народности.
Подготовка государственных служащих поднимется до такого уровня только в том случае, если они будут целенаправленно ориентированы на высокое служение родному государству и народу, т. е. если они будут выразителями национальных ценностей народов, образующих Российскую Федерацию. Стремительный успех Японии, Китая и других стран Азии определяется, прежде всего, их национально-самобытным управлением государством, интегрированностью государственных служащих, менеджеров с ценностями государствообразующего народа.
Этноакмеология ставит своей задачей подготовку национального лидера и государственника. Это высшая ступень гражданско-личностного и субъектно-деятельностного "акме" человека, личностного аспекта его профессионализма в области государственной службы. Государственный служащий, достигший уровня "акме", должен стать национальным лидером, патриотом и государственником. Высший уровень патриотичности — это глубокое осознание руководителем своего патриотического долга, своей личной ответственности за судьбы Родины и народа.
Этноакмеология изучает становление личности как представителя экстерриториальной общности, как носителя и творца самобытной национальной культуры, как выразителя национальных интересов народа и, наконец, как деятеля государственного строительства на конкретной территории. "Акме" личности в этническом контексте развивается в нескольких аспектах, из них наиболее значимыми для профессионального и личностного роста государственного служащего являются этноэкологический, этнопсихологический и этнополитический.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.