Эксперимент как метод исследования
Акмеология как относительно молодая наука разрабатывает свой методический инструментарий — совокупность методов и методических приемов, адекватных ее предмету и задачам. Одним из направлений этой работы является создание экспериментальной акмеологии, предполагающей использование экспериментальных методов в акмеологических исследованиях.
Предметом изучения в акмеологии является процесс продвижения человека к вершинам его профессиональной и личностной зрелости, т. е. внутренний психологический процесс саморазвития, скрытый, как правило, от окружающих и проявляющийся скорее в его промежуточных и конечных результатах — объективных и субъективных достижениях человека в труде. Задачей акмеологических исследований является выявление закономерностей профессионального развития, взаимовлияние на него различных факторов. Для установления новых закономерностей в акмеологии важна опора на эмпирический материал.
Одним из наиболее надежных способов сбора эмпирического материала является эксперимент. Суть эксперимента заключается в том, что экспериментатор создает и варьирует условия, факторы (называемые независимыми переменными) и прослеживает их влияние на изменение в психических процессах, функциях (называемых зависимыми переменными). Эксперимент - это активное вторжение исследователя в изучаемую область, прослеживание зависимости одних переменных от других. В эксперименте психолог не только создает условия для возникновения новых качеств психического явления, но и организует специальный контроль через управление переменными. Эксперимент - это сбор эмпирических данных в контролируемых условиях (средствами контроля может быть создание экспериментальной и контрольной группы, измерение и фиксация параметров психического явления до и после введения независимых переменных и др.).
Эксперимент как эмпирический метод всегда сопровождается операциями измерения тех состояний исследуемого объекта, которые подвергаются намеренному запланированному экспериментатором изменению, причем чем точнее измерения, тем надежнее выводы исследования. Таковы признаки классического эксперимента, называемого естественно-научным.
В акмеологии (как и в психологии труда) эксперимент проводится для человека и с участием самого человека как субъекта труда, субъекта производственных отношений в ходе труда. Поэтому эксперимент в этих науках находится на стыке естественнонаучного и социального эксперимента.
Для естественно-научного эксперимента характерно следующее: объектом являются материальные явления мира природы; эксперимент строится по строгой классической схеме изоляции переменных; средствами являются приборы; возможны ошибки и пробы, когда наиболее значимым может стать не предусмотренный ранее результат, возможны разрушения и необратимые изменения экспериментального объекта. Для социального эксперимента свойственны несколько иные характеристики: объектом являются общественные явления; сам объект имеет собственную активность, объект в социальном эксперименте не просто живой активный субъект, но саморефлексирующий, ставящий свои цели, имеющий определенные ценностные ориентации; средствами являются не только приборы, но и идеальные нормы, правила организации деятельности; в социальных явлениях труднее изолировать, измерять и контролировать переменные, имеется много неконтролируемых переменных; изучению в социальном эксперименте могут подвергаться лишь те сферы социальных объектов, где экспериментальное вмешательство и управление не приводит к нарушениям функционирования системы деятельности людей, к вредным воздействиям на человека Здесь необходимо, как правило, согласие участников на включение их в особые условия деятельности и создание мотивации у испытуемых к решению дополнительных профессиональных задач или к действиям в измененных условиях деятельности.
В социальном эксперименте пробы и ошибки должны быть сведены к минимуму (или вынесены в мысленный вариант эксперимента). Особую роль в эксперименте с людьми имеет методологическое и этическое обоснование эксперимента.
Выделим специфику эксперимента в акмеологическом исследовании:
— акмеология изучает взрослого человека, психические процессы и функции которого представлены в уже сложившемся к свернутом виде, что затрудняет контроль и учет зависимых переменных (изменений в психике);
— акмеология имеет дело со взрослым человеком, согласие которого на сотрудничество в эксперименте и на варьирование воздействующих на него фактов (независимых переменных) необходимо;
— акмеология изучает изменения не только в профессиональной деятельности, но и в личности работника, это означает, что зависимые переменные могут затрагивать суверенный мир личности человека;
— на движение человека к вершинам профессионализма оказывают влияние многие неконтролируемые факторы (независимые переменные), например, бывает трудно осуществить учет и выявить роль сложившегося социального и профессионального опыта взрослого человека;
— в трудовой деятельности человека более очевидным является продукт, результат деятельности, а процесс, приводящий к результату, как правило, скрыт; исследователю приходится применять специальные приемы, чтобы его экстериоризировать (мышление вслух, регистрация движений глаз, промежуточных продуктов труда и др.). Эти обстоятельства важно учитывать при продумывании программы эксперимента.
Эксперименты в акмеологии (как и в психологии труда) могут различаться:
— по условиям: лабораторный (происходящий в специально организованных условиях с четким выделением переменных, с достаточно строгим их контролем), например, акмеологическая поддержка небольших групп специалистов с четко оговоренными задачами, очевидными для всех участников, и естественный (происходящий в условиях, близких к реальным условиям труда, когда его участники не знают, что они вовлечены в эксперимент), например, в организации предлагаются технологии повышения профессиональной квалификации, и сотрудники учреждения участвуют в этих привычных для них мероприятиях, а до и после введения новых технологий профессионального роста в естественных условиях у сотрудников выявляются отдельные стороны их профессионализма;
— по объекту: натуральный (осуществляемый в реальных условиях и обстоятельствах трудовой деятельности, например, эксперимент по акмеологической рационализации труда в небольшой организации) и модельный, мысленный (осуществляемый на модели, например, с помощью компьютера проигрываются разнообразные варианты учебных программ для сети учреждений профобразования);
— по цели: констатирующий (отражающий наличное состояние трудовой деятельности и сложившиеся психические процессы человека, например, обследование состояния профессиональной памяти до специального акмеологического тренинга) и преобразующий, обучающий, формирующий (направленный на внесение изменений в изучаемое психическое явление, на улучшение условий функционирования системы, например, проведение акмеологического тренинга с целью упрочения расширения профессионального сознания и самосознания сотрудников).
Что может стать зависимыми и независимыми переменными в акмеологическом эксперименте?
Зависимые переменные в акмеологическом исследовании — это те стороны психического развития, облика человека, которые акмеолог-экспериментатор хочет изменить (преобразовать, усовершенствовать, улучшить). Ими могут быть:
— уровни продуктивности (эффективности) профессиональной деятельности — высокопродуктивная деятельность, малопродуктивная, непродуктивная, с учетом показателей продуктивного решения профессиональных задач;
— уровни зрелости личности и состояние ее отдельных компонентов — профессиональные мотивы, профессиональное самосознание, профессиональное мышление, профессиональная позиция, профессиональное развитие и др.;
— особенности личности работников высокого, среднего, низкого уровня продуктивности характеристики индивидуального пути, траектории продвижения человека к профессионализму, тип карьеры, структура акмеопрограммы;
— психологические новообразования, характеризующие профессиональную деятельность и личность человека в период зрелости;
— психические новообразования (промежуточные), возникающие на отдельных этапах обучения (например, в подростковом, в юношеском возрасте) и подготавливающие достижения в период зрелости;
— становление субъекта профессиональной деятельности, профессионального общения, их соотношение с личностью профессионала и т. д.).
Независимыми переменными, т. е. факторами, целенаправленно вводимыми в акмеологический эксперимент и влияющими на достижение высоких профессиональных результатов (или препятствующих им), могут стать:
— факторы внешней профессиональной и социальной среды;
— внутренние факторы стимулирования профессионального развития: профессиональная мотивация достижения высоких результатов, интеллект, обучаемость, наличие различных профессионально важных качеств, адекватная профессиональная самооценка, уровень саморегуляции, мотивация и способность к самообразованию и самосовершенствованию и др.;
— особенности акмеологического сопровождения (помощь акмеолога, психолога) и влияние на стимулирование и ход профессионального развития;
— условия, противостоящие инволюции сторон профессионального развития (процессов мышления, памяти), тормозящие спад в профессиональном росте;
— индивидуальные траектории движения к вершинам (акме) профессионализма и т. д.
Каждый из этих факторов может варьироваться в акмеологическом эксперименте. Зависимые и независимые переменные в отдельных случаях могут меняться местами.
В целом в акмеологическом эксперименте могут выявляться, устанавливаться, проверяться различные акмеологические зависимости и закономерности:
— зависимость между, с одной стороны, высоким уровнем зрелости человека как профессионала и личности и, с другой стороны, факторами (объективными и субъективными), которые детерминируют, вызывают, определяют эти достижения в профессиональном развитии;
— взаимовлияние эффективности профессиональной деятельности, профессионального общения и зрелости личности профессионала: как влияют достижения в труде и общении на личность профессионала и как, напротив, способности и профессионально важные качества личности сказываются на профессиональной деятельности и профессиональном общении работника;
— взаимосвязь процессов профессионализации и социализации, социализации и индивидуализации в разных возрастах;
— соотношение общего психического и профессионального развития разных возрастах;
— соотношение внешних и внутренних факторов в их влиянии на эффективность профессиональной деятельности и зрелости личности работника, например, сравнительная роль внешнего фактора микроклимата в трудовом коллективе и внутреннего фактора мотивации к саморазвитию;
— зависимость между особенностями профессионализма зрелого человека и состоянием его зрелости вне профессиональной деятельности;
— соотношение названных выше зависимостей в разных видах труда — в управленческом, в педагогическом и др.;
— соотношение закономерностей обучения вершинам в профессиональном и личностном развитии работника;
— влияние этапов психического развития, подготавливающих продвижение к профессионализму (к акме) взрослого человека;
— роль способности к саморазвитию в противостоянии инволюционным процессам в профессиональном развитии;
— соотношение роли профессиограммы и акмеограммы в стимулировании профессионального работника и т. д.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.