logo
024746_45C12_derkach_a_a_akmeologiya

Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности

Внутренняя акмеологическая деятельность направлена на творческое саморазвитие личности, самостроительство, самопреобразование и самосозидание. Собственные подструктуры личности, психические процессы и качества становятся объектом психологической работы, что требует выполнения ряда принципиальных условий, выделенных как акмеологические компоненты деятельности:

— способность видеть, чувствовать, понимать и самокритично относиться к внутренним психологическим структурам и образованиям, что возможно при развитой внутренней ролевой позиции наблюдателя — субъекта самопреобразующей деятельности — рефлексивный компонент деятельности;

— способность осуществлять планирование внутренней самопреобразующей деятельности — проективный компонент;

— способность осуществлять внутренний самопреобразующий диалог — интрокоммуникативный компонент;

— способность осуществлять внутренние перестройки и изменения внутри личности — нейтрализовать негативные психологические образования и активизировать позитивные — конструктивный компонент;

— способность наращивать арсенал внутренних психологических действий и осуществлять акмеологические самовоздействия — организаторский компонент;

— способность не только корректировать, но и предотвращать неблагоприятное внутреннее психологическое развитие — прогностический компонент.

Таким образом, развитие аутопсихологической компетентности происходит в интропсихическом пространстве, включающем ряд интегративных параметров. Данные параметры охватывают, прежде всего, индивидуально-психологические различия — особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих людей друг от друга. Данные различия характеризуют как частные психические свойства и отдельные психические процессы (время реакции, особенности восприятия памяти, внимания, мышления, эмоциональной реакции и т. п.), так и целостные личностные образования (интересы, способности, характер).

При этом аутопсихологическая компетентность включает понимание типических черт, их классификации. Например, знание типологии характера или видов мышления, памяти позволяет человеку идентифицировать (сравнить и опознать) свой индивидуальный тип характера или преобладающий стиль мышления. В данном параграфе затронем три основных класса типологических особенностей, влияющих на уровень аутопсихологической компетентности: типологии личности, классификацию защитных механизмов личности — как индивидуальных структур бессознательного и стили мышления.