Темперамент
Темперамент — это общий, врожденный стиль реагирования, возбудимость и восприимчивость человека к впечатлениям внешнего мира. Будучи не связан с какой-либо определенной деятельностью, он накладывает отпечаток на все, чем бы человек ни занимался.
Темперамент является единственной психологической характеристикой, в которой напрямую обнаруживается природный энергетический потенциал организма, в том числе и мозга. Под энергетическим потенциалом понимают интенсивность метаболических процессов и соотношение процессов катаболизма (выделения энергии) и анаболизма (потребления энергии). Энергетический обмен является одним из ведущих факторов, лимитирующих деятельность мозга.
Все показатели энергетического обмена — и интенсивность метаболизма, и соотношение процессов выделения и потребления энергии — генетически обусловлены и индивидуальны. Это подтверждается тем, что основной обмен (т. е. обмен веществ и теплоотдачи без проведения какой-либо работы) у нормальных испытуемых одинакового телосложения, возраста и веса очень сильно колеблется от индивида к индивиду. Максимум почти вдвое превышает минимум. Эту полярную разницу можно объяснить тем, что существуют люди с повышенным и люди с пониженным уровнем основного обмена. Первые проявляют готовность к избыточной трате энергии, а вторые — нацелены на ее сохранение.
Готовность либо отдать, либо сохранить энергию проявляется в трех психологических свойствах темперамента: активности, эмоциональности и экстраверсии-интроверсии. Рассмотрим их поочередно.
Активность — это свойство, отличающее данного индивида с точки зрения интенсивности, продолжительности и частоты выполняемых действий или деятельности любого рода. Активность (как свойство темперамента) выражается в скорости и темпе деятельности; в силе стремлений, желаний, установок; в широте и разнообразии реакций; в легкости адаптации к новым условиям. В человеческой популяции активность представлена непрерывным диапазоном значений от созерцательности (полной пассивности) до энергичности (мощной стремительности действий).
Эмоциональность, как черта темперамента, определяется тем доминирующим знаком эмоциональных переживаний, который не связан с опытом, а генетически обусловлен. Это тот эмоциональный фон, который может быть пожизненным и от которого зависит склонность к оптимизму или пессимизму. В популяции эмоциональность представлена шкалой непрерывных значений от эмоциональной устойчивости до нейротизма (крайней эмоциональной неустойчивости).
Активность и эмоциональность отражают величину индивидуального энергетического потенциала и соответственно различные возможности индивидов. Если потенциал велик, то и возможности велики: наблюдается преобладание положительных эмоций, повышенная активность и работоспособность, устойчивость к различным помехам и способность к длительной, непрерывной деятельности. Если энергетический потенциал предельно ослаблен, то возникает болезненное состояние, проявляющееся в повышенной утомляемости, неустойчивом настроении, в ослаблении самообладания, резком падении работоспособности и снижении порогов чувствительности.
Третьим психологическим свойством темперамента является экстраверсия-интраверсия. Как принадлежащее темпераменту, это свойство, так же как активность и эмоциональность, связано с особенностями индивидуальной энергетики. В экстраверсии—интроверсии, однако, представлена не величина энергетического потенциала, а способы его непроизвольной коррекции. Поясним это. Метаболические процессы, определяющие энергетические возможности организма, отражены на разных его уровнях: иммунном, биохимическом, электрофизиологическом и поведенческом. В работе мозга на электрофизиологическом уровне показателем энергетики является соотношение тормозных и возбудительных процессов, т. е. степень активированности мозга. Хебб, крупнейший психофизиолог XX в., ввел понятие "оптимального уровня возбуждения", предположив при этом, что индивидуум своим поведением может регулировать наличный уровень возбуждения таким образом, чтобы достичь или поддерживать оптимальный уровень. Таким поведением, которое меняет степень возбуждения мозга, приближая его к оптимуму, является отношение к новизне: непроизвольный поиск новизны или бессознательный уход от нее.
Способом ослабления энергетического потенциала, использующим непроизвольное стремление к новизне, является экстраверсия. Экстраверсия — это преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события. Смысл экстраверсии, как энергетической характеристики, состоит в увеличении возбуждения "заторможенного" мозга с помощью включения безусловно-рефлекторных реакций общей активации, возникающих на новизну. Следовательно, экстраверсия — это энергорастратный механизм. Качеством, противоположным экстраверсии, является интроверсия. Интроверсия — это преимущественная направленность индивида внутрь себя. Смыслом интроверсии является затормаживание "перевозбужденного" мозга с помощью инстинктивного избегания всего нового. Поэтому интроверсия является энергосберегающим механизмом. Таким образом, экстраверсия-интроверсия — это то свойство темперамента, которое определяет направление расходования индивидуального энергетического потенциала.
Все психологические свойства темперамента (активность, эмоциональность, экстраверсия—интроверсия) оказывают определенное влияние на формирование характера личности. Однако степень этого влияния у разных свойств разная. Наименее влиятельна активность: она контролирует волевые качества характера. Значительно больший вес имеют два других свойства темперамента, которые в полярных проявлениях обозначаются как "эмоциональная стабильность—нейротизм" и "экстраверсия—интроверсия". Четыре варианта сочетаний именно этих свойств характеризуют четыре классических типа темпераментов: меланхолический, флегматический, сангвинический и холерический. Каждый из этих типов может быть соотнесен с определенными личностными параметрами.
Основу сангвинического темперамента составляет композиция эмоциональной стабильности и экстраверсии. Личностными проявлениями сангвиника являются живость, беспечность, открытость и общительность. Коренной характеристикой темперамента флегматика является сочетание эмоциональной стабильности и интроверсии. Его основные личностные производные — рассудительность, сдержанность, уравновешенность и пассивность. Сочетание интроверсии и нейротизма (эмоциональной нестабильности) образует меланхолический темперамент. Вследствие этого характер меланхолика уныл, тревожен и замкнут. Темпераменту холерика свойственна экстраверсия и эмоциональная нестабильность, а основными параметрами его личности являются обидчивость, беспокойство, импульсивность и агрессивность.
Темперамент является энергетической основой не только характера людей, но и их прямого социального взаимодействия.
Под непосредственным влиянием темперамента формируются две основные безусловно-рефлекторные формы оборонительного поведения: пассивно-оборонительное и активно-оборонительное поведение. В социальных конфликтах они проявляют себя или как протестная, или как капитулятивная форма защиты. Эти непроизвольные типы реагирования индивидуальны, и каждый склонен либо к одному, либо к другому.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.