Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
Понятие "акме", как известно, было выдвинуто Б.Г.Ананьевым и лишь десятилетия спустя благодаря развитию акмеологии стало не метафорой, а научным термином. В "Основах общей и прикладной акмеологии" А.А.Бодалев всесторонне проанализировал его многопараметральность, общие, особенные и единичные характеристики, "стартовые" (по выражению Б.Г.Ананьева) предпосылки его достижения, факторы, содействующие и препятствующие его достижению, возможные типы "акме".
Акмеология — активно развивающаяся наука. Сделанные исследователями выводы постоянно уточняются. И к посылкам можно сделать существенные дополнения.
Во-первых, понятие "акме" в жизненном пути связано с качеством субъекта жизни. Вышесказанное позволяет говорить о том, что акме — это не отдельно высший уровень развития личности или высший уровень ее достижений, а это кульминация способа самореализации субъекта жизненного пути. Поэтому для одного типа личности эта кульминация достигается один раз в жизни, и он удерживается на этом предельном уровне все оставшееся (профессионально, жизненно) время. Эта кульминация имеет таким образом пролонгированный характер.
Другой тип достигает своей кульминации ("акме") как самореализовавшаяся на протяжении всей жизни личность только в старости. Это высшее качество и уровень развития личности, ее гармоничности, оптимальность, но остается краткий отрезок жизни — год-два старости, на протяжении которого личность может ее реализовать (и только в определенных ограниченных формах самой жизни).
Третий тип достигает вершин жизни неоднократно, но в силу жизненных противоречий, изменений жизни и целей самой личности (прерывистая линия жизни), достигнув вершины, он либо опускается на обычный уровень, либо стремится к следующей. В данном случае возможно говорить об иерархии жизненных "пиков" или вершин.
Одним из важнейших поставленных С.Л.Рубинштейном вопросов является вопрос о соответствии-несоответствии кульминации жизненным силам, ресурсам личности.
Он пишет об этом, будучи еще очень молодым, в некрологе на смерть Н.НЛанге — известного русского психолога. Рубинштейн ставит проблему жизни и смерти, соотношения вершины жизни со смертью и соотношения возможностей человека с ее вершиной. Последнее, на наш взгляд, главное для акмеологии. Он пишет, что одни люди, достигнув своей вершины, исчерпывают все свои силы ("ресурсы") и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой. И напротив, другие, достигнув кульминации, вершины, не исчерпываются ею ("их личность не измеришь осуществленной ею работой, в них всегда остается еще нечто бесконечно нереализованное). Это и есть проблема соотношения возможностей личности и ее достижений, решаемая двумя способами: при одном достигнутое исчерпывает возможности личности. При другом мы находим образ движения линии жизни по восходящей: образ лестницы, при подъеме на которую достижение каждой ступени открывает новые горизонты (и, добавим, умножает силы личности).
Мы предполагаем, что понятие "акме", если его раскрыть в контексте категории субъекта, позволяет говорить об умножении (о неисчерпаемости) личностных возможностей на основе и благодаря достижению кульминации. Развитие субъекта, таким образом, носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов.
Выше речь шла о соответствии уровня развития личности ее индивидуальным возможностям и пределам. Для психологии это так. Но для акмеологии, в которой кульминация субъекта рассматривается в контексте духовной человеческой культуры, личность, вбирая в себя все ее богатства, начинает развиваться по принципу прогрессии.
Резюме
По отношению к предшествовавшим подходам к жизненному пути личности акмеология останавливается на новом субъектном подходе. Он позволяет структурировать жизненный путь не по возрастным периодам или некоторым единицам, биографическим этапам, а по обобщенным жизненным образованиям: позиции, линии, перспективе и смыслу жизни.
В свою очередь, в личности удается выделить те высшие жизненные качества, которые релевантны ей именно как субъекту жизни: сознание, активность, организация времени жизни, — и дать характеристики личности как субъекта жизненного пути:
— способ организации жизни (включающий самоорганизацию);
— способ разрешения противоречий;
— способ совершенствования.
Последним интегральным качеством субъекта является способность строить стратегию жизни, соответствующую своему типу личности.
Наконец, как раскрытие способа совершенствования субъекта рассматривается понятие "акме": высшие жизненные достижения (кульминации) бывают разных типов, приходятся на разные периоды жизни и находятся в разном соотношении с личностными ресурсами: они либо исчерпывают, либо умножают их.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем особенности разных подходов к жизненному пути?
2. В чем суть жизненной позиции?
3. В чем суть жизненной линии?
4. Какие типы жизненных перспектив?
5. Критерии субъекта жизненного пути.
6. Каковы жизненные высшие способности личности?
7. В чем сущность стратегии жизни?
8. Какие определения "акме" разработаны в акмеологии?
9. Сравните жизненные достижения нескольких известных вам профессионалов и определите какие из них можно считать
"акме".
10. Могут ли противоречить друг другу смысл прошлой и настоящей жизни.
11. Может ли (и при каких условиях) жизненная позиция считаться "акме" — вершиной жизни.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.