Информационные технологии в обучении
Профессионализм современного специалиста при быстром обновлении информации требует использования самых современных технологий. Для профессионала информационные технологии — это способ экономии времени. Сегодня наиболее современными являются технологии с представлением информации в электронном виде — на дискетах, видеокассетах, магнитооптических и лазерных дисках. На одном лазерном диске CD ROM, читаемым любым современным компьютером, умещается целая библиотека книг, содержащая сотни томов. Кроме того, лазерный диск позволяет записывать не только тексты, но и графику в цвете и стереоизображении, видеосюжеты со звуковым сопровождением, целые музыкально-литературные программы с многоканальным звуком. Но особо перспективной системой обмена информацией является Интернет.
В настоящее время ее абонентами являются все крупнейшие библиотеки мира, многие правительственные, научные, коммерческие, культурно-просветительские, научно-исследовательские, учебные и производственные организации, а также просто частные лица — специалисты в своей области знаний. Практически любую информацию абонент Интернета может получить не отходя от своего компьютера.
Для коллективных учебных и творческих процессов сейчас все большее распространение получают автоматизированные аудитории с большим проекционным экраном, где может демонстрироваться информация с компьютера, который в свою очередь возможно соединить с местной (корпоративной) или глобальной (мировой) компьютерными сетями и соответствующими им источниками информации. Такие проекционные системы позволяют как бы объединить аудитории, находящиеся на тысячи километров друг от друга, проводить коллективные видеоконференции и организовывать дистанционное обучение даже в игровых формах.
Используя современные методы интенсивного обучения компьютерная сеть открывает новые возможности в плане использования приемов управления состоянием и познавательной деятельностью при помощи средств суггестивности информационной стимуляции, преодоления психологических барьеров усвоения информации, использованием многоплановой и полимодальной передачи информации и поэтапной организацией учебного процесса с учетом конкретных индивидуальных показателей каждого обучаемого.
Качественно новый уровень информационного взаимодействия человека с машиной открывает технология "виртуальной реальности", которая применительно к состоянию творческого подъема и активности профессионала позволяет максимально абстрагироваться от реальности в случае, когда речь идет о новых идеях, нетрадиционных подходах, принципиально новых решениях. Суггестивное подкрепление приемов психосаморегуляции, выполненное средствами "виртуальной реальности", имеет даже более значительное эмоционально-психическое воздействие, чем личное воздействие психотерапевта-суггестолога.
Перспективы дальнейшего развития информационных технологий связаны те только с увеличением объемов, быстродействия и совершенствования программных возможностей, но особое значение имеет переход на принципиально иной уровень возможностей общения человека с машиной. Речь идет прежде всего о том, что машина начинает понимать не только сигналы осознанной деятельности человека (набор команд с клавиатуры), но и проявление его непосредственной эмоционально-психической деятельности. Примерами уже существующих систем могут быть названы системы распознавания речи, детекторы эмоционального состояния, позволяющие вводить в компьютер фактически психофизиологическую информацию. Появилась и возможность вывода из компьютера информации, минуя психологические механизмы человека, связанные с необходимостью ее сознательной переработки и осмысления. Уже сейчас компьютерные системы позволяют воздействовать на подсознательную сферу человека. Современные методики интенсивного обучения с использованием подсознательной сферы человека дают возможность осваивать ему гигантские массивы информации. Развитие информационных технологий открывает возможность увеличения пропускной способности компьютерных систем за счет преодоления информационных психологических барьеров человека (использование резервных возможностей психики), а также введения информации в компьютер непосредственно из подсознания человека и возвращения ему ее также в подсознание. Человек получит доступ к самой важной кладовой творческих ценностей — в глубинах подсознания находится самая значимая для творчества информация.
Применительно к процессу совершенствования личностных возможностей человека, в том числе профессиональных, можно выделить основные элементы акмеологических технологий, к которым относятся методики:
— выявления и исследования скрытых психофизиологических возможностей и резервов личности профессионала, условий их проявлений и активизации.
— активизации резервных возможностей личности (активизации неосознаваемых процессов психической деятельности, применения приемов саморегуляции и самосовершенствования с использованием обратных связей по показателям результативности саморегуляции).
— комплексной активизации творческой деятельности (с использованием психологических приемов коллективной психологии, в том числе суггестивных и игровых форм творчества).
Указанные методики, воплощенные в алгоритмы с обеспечивающими их техническими средствами представляются в виде соответствующих акмеологических технологий.
В последнее время появились новые виды представления информации, обеспечивающие повышенное эмоционально-психологическое воздействие на психическую сферу человека: системы стереоскопического широкоформатного кино и телевидения, квадрофонического и объемного звуковоспроизведения, суггестивного подкрепления аудиовизуальных сигналов (с помощью запахов, инфракрасного облучения, инфрачастотных вибраций и т.д.), голографических изображений, средств виртуальной реальности. Появились и специальные средства воздействия на подсознательную сферу личности в виде использования подпороговых (маргинальных) стимулов.
В интерактивных информационных технологиях информационное взаимодействие человека и машины осуществляется по алгоритму, создаваемому в процессе такого общения. Такие системы стали возможными благодаря развитию последнего поколения компьютерной техники. Машина в данном случае проявляет элементы "искусственного разума". Эти устройства позволяют вести диалог с ЭВМ на языке, близким к естественному. При этом, информация предъявляется пользователю на экране дисплея, большом проекционном экране или с помощью виртуального шлема. Пользователь при обмене с машинной информацией набирает информацию на клавиатуре, может сообщать ее в виде звуковых речевых сигналов. Имеются системы, позволяющие вводить информацию о пользователе, минуя его осознанную деятельность. Сигналами такой информации являются психофизиологические реакции испытуемого, регистрируемые с помощью специальных контактных или даже бесконтактных датчиков. Аналогично технические системы позволяют воздействовать на подсознательную сферу. Сюда можно отнести воздействие субсенсорными аудиовизуальными сигналами, инфрачастотными и ультразвуковыми звуковыми сигналами, электромагнитными полями в различных диапазонах и т.д.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.