Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
Предметом акмеологии является совершенствование личности в жизни, деятельности (профессии, общении), приводящее к максимальной самореализации личности и оптимальному способу осуществления — стратегичности жизни, высокому профессионализму, компетентному осуществлению деятельности в качестве субъекта. Совершенствование сущности личности достигается оптимальной интеграцией ее психологической, духовно-нравственной, профессиональной культуры, что обеспечивает оптимальность осуществления жизни, деятельности и высокий уровень достижений.
Методологически специфика предмета акмеологии раскрывается на основе моделирования одновременно реальных и идеальных объектов. Модель носит целевой характер, поскольку должен быть осуществлен переход от реального, наличного к идеальному, желательному состоянию.
Предмет акмеологии представляет собой сложную модель, выявляющую исходное состояние реального объекта ("оригинала", по терминологии Вартофского), способ его изменения и развития от "стартового" к идеальному, "вершинному" качеству. Модель выявляет не уровневое строение объекта, а изменение способа его организации от наличного к более оптимальному уровню (по М.П. Сетрову). Желательное идеальное целевое состояние (качество) проектируется согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и одновременно достигается по практически заданным критериям и алгоритмам, определяемым системой функционирования личности в качестве участника и субъекта всех сфер социальной и личной жизни, в том числе профессиональной (руководителя, преподавателя и т. д.). Методологическая модель предмета акмеологии представляет собой интеграл наличного состояния личности (определяемого на основе диагностики), способа его практического преобразования (самой личностью и акмеологом) и идеального "вершинного" качества.
Акмеология включает в свой предмет все пространство функционирования и развития личности, отправляясь от наличного, данного, диагностируемого уровня ее развития, включая оптимальный способ ее самовыражения, саморегуляции, рефлексии и завершаясь высшим уровнем совершенствования — достижением акме (вершин развития) в жизнь.
Акмеологическая модель личности имеет макро- и микромасштаб. В макромасштабе она объединяет и культурологический подход к изучению человека и цели его духовного, социального, личностного, профессионального развития и осуществляет эту интеграцию применительно к самореализации личности в ее жизненном пути. В этой модели акмеология интегрирует и культурное, и историческое, и социальное, и деятельностное, и жизненное пространство и контексты развития личности.
Акмеология в своем микромоделировании интегрирует и возраст, и педагогический, и ценностно-этический, и, конечно, психологический аспекты изучения человека и соответствующие им способы его развития.
Комплексный и интегральный характер макромодели соответствует и позиции Б.ГАнаньева, рассматривавшего личность в контексте своей исторической эпохи, ее событий, присущего ей способа воспитания, соотношения поколений и т. д., а также культурно-исторической теории Л.С. Выготского, точке зрения Э.Эриксона и С.Московичи, разрабатывающих психосоциальный и психоисторический подходы.
Комплексный подход, заключенный в этой модели, дает ориентацию на установление связей полидетерминированных качеств личности, ее разноаспектных модальностей — реальное и идеальное состояние, стихийно сложившихся и оптимально совершенных способов развития.
Самое сложное в акмеологической микромодели состоит в том, что диагностическим исследованием выявляется отправной этап ("стартовое" состояние, по Б.Г. Ананьеву) развития личности, позволяющий определить операционально-практический способ ее самосовершенствования (т. е. осуществляемого ею самой развития, личностного роста) и характер акмеологической поддержки для достижения оптимального состояния — высшего уровня развития личности. А.Адлер, введя и определяя свой психодиагностический принцип, считал, что личности присуще стремление к совершенству, росту и развитию. При этом, утверждал он, люди не отталкиваются от внешних и внутренних причин, а имманентно движутся к цели. Последнего положения придерживался и А.Маслоу в своей теории самоактуализации, и Ш.Бюлер, рассматривая потребность в самоактуализации практически как врожденную. Однако никак нельзя согласиться с отрицанием внешних причин этого стремления.
Микромодель акмеологически определяется на основе концепции М.Вартофского, выделяющего ее следующие существенные функции:
— воссоздание и умножение знаний об оригинале;
— конструирование его новых свойств;
— управление им и развитие его.
Модель задает перспективы, средства и цели развития оригинала. "Оригинал" — это наличное, данное состояние ("стартовое", по терминологии Б.Г.Ананьева) личности, группы, организации и т. д. Модель в акмеологии проектирует соотношение настоящего состояния оригинала и будущего, которого еще нет в реальной действительности, по Вартофскому — способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией. Внешней является акмеологическая поддержка (различные гуманитарные технологии), содействующая развитию, внутренней — самосовершенствование субъекта. (Эти идеи актуализированы Е.Б. Старовойтенко, А.А.Деркачом, Г.С.Михайловым.)
Модель акмеологии включает интеграл наличного состояния личности, способа его изменения (развития) и его идеальное финишное, по Б.Г.Ананьеву, оптимальное состояние. Финишное состояние должно отвечать критериям, которые выявлены акмеологией. В деятельности высший уровень — это компетентность, профессионализм, самовыражение, "акме" (в относительном смысле они инварианты). Переменным является наличное отправное состояние ("оригинал"), которое должно диагностироваться по критериям, характерным для разных уровней развития — дефицита, нормы, оптимальности и т. д.
Опираясь на психологические теории и исследования личности, акмеология имеет предметом своего изучения весь континуум ее качеств и реальных состояний от регрессивных (деформаций и т. д.), нормальных до оптимальных (высшего уровня развития), теоретически обосновывая и практически осуществляя акмеологические способы содействия совершенствованию личности (нравственному, профессиональному и т. д.).
Следует отметить, что ни один из психологов, работавших с уровневыми или стадиальными моделями (А.Маслоу — уровневая иерархия потребностей, Э.Эриксон — восемь стадий развития личности через кризисы и др.), не ответил на вопрос, что же происходит с личностью, как осуществляется ее дальнейшее восхождение по уровням или стадиям, если один (одна) из них не реализован.
Ответ на эту загадку невозможно получить вне акмеологического подхода — без участия активной роли самой личности и ее внешней акмеологической поддержки. В свое время и Л.С. Выготский в теории "зоны ближайшего развития", выдвинув идею "небольшой помощи взрослого", но не конкретизировал ее характера, должна ли она быть универсальна для всех или индивидуальна для каждого.
Решение этого вопроса является перспективной акмеологической задачей. Однако в предварительном порядке можно предположить, что, чем в большей степени личность выступает как субъект самодвижения и саморазвития, тем меньшая поддержка извне ей необходима, и наоборот.
Таким образом, первым основанием этой дифференциации роли внешнего и внутреннего в развитии личности является принцип субъекта
Вторым основанием служит типологический подход, до сих пор мало разработанный в психологии.
Некоторые специалисты (Г.Олпорт) считают главным критерием личности независимость от оценок, поддержки и т. д. окружающих, т. е. абсолютную автономию, а некоторые (А.Адлер), напротив, — чувство общности и способность к сотрудничеству. Каждый считает свой критерий характеристикой любой личности, в то время реально у разных типов преобладает то одна, то другая особенность. Типологические различия (К.Юнг) также определяют открытость-закрытость личности для оказания ей акмеологической поддержки, способ, наиболее адекватный для того или другого типа.
Третьим условием оптимизации развития личности является уровень развития ее "Я-концепции", психологической зрелости, интегрированное™ личности, соотношение притязаний и достижений.
Главный вопрос, который возникает: в какой мере и в каких сферах жизни личность нуждается в акмеологической поддержке? Выражением или симптомом наличия этой потребности является неудовлетворенность личности собой, своей жизнью, окружающими, своими профессиональными достижениями. Разумеется, активное обращение за акмеологической помощью в сфере личной жизни реально происходит преимущественно в связи со сложностями самой жизни (проблемами супругов и родителей — детей), тогда как в профессиональной сфере (профессионализация, карьера и т. д.) оно обеспечивается самим наличием акмеологической службы (и информации о ней).
Резюме
В психологии преобладает четырехуровневая система изучения личности (причем в отечественной психологии в основном разработаны методологические принципы ее исследования), в мировой психологии личность преимущественно исследуется в качестве объекта. Теоретические подходы и концепции личности носят авторский характер, но объединяются в направления, каждое из которых выявляет разные аспекты ее изучения.
Психология личности есть способ реализации ее намерений, притязаний (потребностей, мотивов и т. д.) ее способностями и возможностями в соответствии с ее характером (присущим ему способом самоорганизации) и объективными условиями, требованиями, изменениями жизненного пути. Самовыражение и самореализация интегральной сущности личности осуществляется жизненными способностями личности (ее сознанием, активностью, организацией времени) во времени — пространстве, формах (общения, познания, деятельности) жизненного пути.
В акмеологии разработана иная науковедческая модель изучения личности, носящая целевой и ценностный характер, которая теоретико-практически воспроизводит переход от наличного состояния и уровня развития личности к идеальному (оптимальному), осуществляемый личностью как субъектом или с помощью акмеолога. Эта модель построена на основе достижений психологической науки и новой парадигмы субъекта, в качестве которой (в основном) и изучается личность в акмеологии.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем отличие структурного подхода к личности от изучения ее в жизненном пути?
2. Какие основные особенности принципа развития личности существуют в психологии?
3. В контексте каких понятий (и какого их значения) определяется личность в психологии — акмеологии?
4. В чем различие подходов к личности в психологии и акмеологии?
5. Показать сходства и различия психологического и акмеологического подхода применительно к личности профессионала.
6. Составить перечень характеристик личности профессионала. Включаются ли в него характеристики прошлого и будущего и в каких понятиях?
7. Рассмотреть, как соотносятся понятия "зрелость" личности, "профессионализм", "компетентность".
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.