Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
Современные информационные технологии позволяют интенсифицировать процесс издательской деятельности путем использования технологии "типография на столе". Раньше процесс подготовки учебника в значительной степени определялся временем подготовкой самой рукописи, т.к. она писалась вручную. Сегодня специалист, хорошо владеющий своим материалом, может с помощью диктофона всего за один день надиктовать до двухсот машинописных страниц текста и при помощи имеющихся компьютерных программ для распознавания голоса, автоматически ввести надиктованный текст с диктофона непосредственно в компьютер. Затем автору остается отредактировать текст с помощью компьютера. Таким образом, весь процесс черновой работы по подготовке рукописи берет на себя компьютер, включая проверку лексики и грамматики в тексте. Любой современный компьютер позволяет распечатать на лазерном принтере не только оригинал-макет книги, но и изготовить на прозрачной кальке диапозитивы страниц книги (текст в зеркальном отражении), пригодные для непосредственного изготовления типографских форм.
Мелкие тиражи (до 3000-5000) современная технология позволяет печатать с помощью офисной типографии — ризографа. Это настольное устройство обеспечивает весь технологический процесс изготовления книги от изготовления форм с оригинал-макета до брошюровки и переплета. Таким образом, весь технологический процесс создания книги уже сегодня может измеряться несколькими днями, что безусловно имеет значение для практического обеспечения профессионального уровня современного специалиста — акмеолога и подготовки им содержательной части курсов обучения, использующих современные технологии.
Но основная перспектива подготовки учебных материалов относится к сфере высоких информационных технологий — изготовлении лазерных дисков с мультимедиа учебными курсами. На таких дисках можно записывать как обычный текст, так и все, что требуется для современной учебной технологии: тесты, программы тренажеров, фильмы, фонограммы, базы данных, программы для осуществления дистанционного образования и т.д. Современный пишущий лазерный рекордер CD-R сегодня уже вполне доступен по стоимости владельцу компьютера, однако весь комплекс необходимых для изготовления мультимедиа диска программ и технологий пока требует весьма разносторонних знаний и умений. А техническое оснащение учебных аудиторий требует наличия в них современного мультимедийного оборудования и выхода в компьютерную сеть Интернет.
С помощью различных видов коммуникации, в том числе волоконно-оптических кабелей, радиорелейных линий, спутниковой связи через компьютера, соединенный с такой сетью, например через телефонный модем, набором определенного номера своей городской АТС, абонент попадает на узел Интернет, через который можно в считанные минуты установить связь с любым абонентом, находящемся даже на другом континенте. При этом в отличие от междугороднего или международного телефона, тариф на работу в сети Интернет никак не зависит от расстояния до абонента.
Сеть Интернет в последнее время значительно расширена за счет многих радиостанций мира, дублирующих свою программу через Интернет. Многие телевизионные компании вещают через Интернет, при этом даже интерактивно. Практически каждое солидное учреждение имеет свой собственный сайт в Интернете и электронную почту, такие же сайты и адреса электронной почты имеют многие специалисты — владельцы компьютеров.
По электронной почте можно послать практически любые электронные сообщения (в виде текста, рисунка в цвете и стереоизображении, видео или звукового фрагмента, а также компьютерной программы).
Для дистанционного обучения используются специально предназначенные для этого узлы Интернета - сайты и электронные адреса.
Интернет позволяет проводит удаленное общение типа видеоконференции или телемоста. В новых информационных технологиях для коллективных творческих процессов получили распространение автоматизированные аудитории с большим проекционным и или просветным экраном, на котором могут демонстрироваться видеосигналы с видеомагнитофонов или с компьютера. Такие проекционные системы позволяют как бы объединить аудитории, находящиеся на тысячи километров друг от друга. С помощью таких технологий можно проводить коллективные конференции, организовывать дистанционное обучение в игровых формах. В ситуации телеконференции коллектив специалистов может передать другому коллективу информацию различных видов и модальностей: голосовую, в виде рисунков, фильмов. С помощью телеконференции можно проводить дистанционное обучение, при котором преподаватель может находиться в другом городе или даже в другой стране. Поэтому процесс творчества сегодня может объединять профессионалов, удаленных друг от друга на громадное расстояние.
Использование новых обучающих технологий на основе достижений акмеологический науки и развития современной компьютерной техники позволяет сделать резкий скачек в области образования. Специалисты, имеющие постоянную информационную подпитку, в большей мере обеспечены возможностью создания новой информации, отражающей их профессиональную деятельность и поддерживающих состояние "акме" — вершины их профессионального мастерства. Качественно новый уровень информационного взаимодействия позволяет использование мировой системы Интернет, обучающих игр, дистанционного и интенсивного обучения.
Акмеология в настоящее время может воспользоваться принципиально новыми возможностями, открывающимися при помощи современных информационных технологий и созданных на их базе систем обучения. Их сочетание позволит и позволит сделать шаг к прогрессу человеческой цивилизации.
Контрольные вопросы и задания
1. Почему в акмеологии актуален вопрос обучающих технологий?
2. Каковы основные акмеологические аспекты обучающих технологий?
3. Каковы основные информационные аспекты обучающих технологий?
4. Что такое информационные барьеры?
5. Каковы способы преодоления информационных барьеров?
6. Какова этапность процесса интенсивного обучения?
7. Каковы основные составляющие автоматизированных систем интенсивного обучения?
8. Каковы основные виды учебной деятельности на различных этапах дистанционного интенсивного обучения?
9. Каковы основные возможности и перспективы изготовления учебных пособий для современных систем обучения?
10. Как избежать стресса при перегрузке информацией в процессе обучения?
11. Составить опорный конспект данной статьи по описанной в данной статье системе конспектирования на 4-х разных уровнях обобщения.
12. Составить образец страницы текста учебного пособия для изучения описанным в статье способом по первой странице текста данной статьи.
13. Составить временную диаграмму подачи различных информационных сигналов в течение одного сеанса начального этапа обучения.
14. Составить временную диаграмму подачи различных информационных сигналов в течение сеанса первого этапа обучения.
15. Составить временную диаграмму подачи различных информационных сигналов в течение сеанса второго этапа обучения.
16. Составить временную диаграмму подачи различных информационных сигналов в течение сеанса третьего этапа обучения.
17. Составить временную диаграмму подачи различных информационных сигналов в течение сеанса заключительного этапа обучения.
Список литературы
Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. М., 1987.
© Петрусинский В.В., 2001
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.