Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
Остановимся на трех релевантных (т. е. уместных) нашему обсуждению социально-психологических характеристиках рабочей команды: структуре, сплоченности и акмеологических особенностях управления ею.
Структура рабочей команды. Она является сложным образованием, включающим ряд измерений или параметров, в частности:
— формально-статусное измерение — субординированную систему должностных позиций, образующих систему формальных, должностных отношений;
— неформальное измерение — систему внутригрупповых позиций, основывающихся на психологических предпочтениях людей и образующих систему неформальных отношений;
— коммуникативное измерение — модель циркулирования информации в группе;
— групповые нормы — набор поведенческих правил;
— лидерское измерение — имеется в виду соотношение основных лидерских ролей, роли лидера в системе деловых отношений (по специальной терминологии — деловой лидер) и роли лидера в системе психологических, эмоциональных отношений (по специальной терминологии — эмоциональный лидер).
Структура рабочих команд характеризуется:
— соподчиненностью неформальных (психологических) отношений формальным (должностным) отношениям;
— децентрализацией коммуникативных потоков;
— наличием норм, ориентирующих членов команды на эффективное выполнение заданий, коллективный характер действий, активное участие людей в деятельности команды и принятии решений;
— балансом и взаимодополнением основных лидерских ролей, их встроенностью в систему эффективного управления командой.
Все эти структурные особенности работают в конечном счете на рост эффективности рабочей команды, развитие коллективного "акме".
Сплоченность рабочей команды. Сплоченность — свойство группы, характеризующееся степенью взаимосвязанности, единения людей. Ее рост обусловлен целым рядом факторов, например:
— сходством людей в ценностях, установках, ряда личностных черт;
— взаимной привлекательностью, обоюдной симпатией членов группы;
— соответствием целей группы потребностям ее членов;
— удовлетворенностью групповой деятельностью;
— возможностью людей участвовать в выработке коллективных решений;
— благоприятной психологической атмосферой в группе;
— оптимальным объемом группы.
Высокая сплоченность важна с точки зрения эффективного функционирования команды, поскольку способствует:
— сохранению членства в группе;
— более активному участию индивидов в жизни группы;
— росту индивидуальной адаптации к группе и чувства личной безопасности;
— более высокой групповой продуктивности. Совершенно очевидно, что высокая групповая сплоченность
— важное условие эффективного функционирования рабочей команды, развития ее "акме".
Акмеологические особенности управления рабочей командой. Они обнаруживают себя в стилевых характеристиках поведения руководителя. Одна из таких особенностей — стиль соучаствующего управления. Его отличают:
— регулярные совещания руководителя с подчиненными;
— открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
— вовлеченность подчиненных в разработку и принятие коллективных решений;
— делегирование руководителем подчиненным ряда управленческих полномочий;
— предоставление работнику возможности автономно разрабатывать те или иные проблемы, формулировать новые идеи и т. п., внося тем самым вклад в развитие инновационных процессов;
— поддержка личностного и профессионального роста работника.
Другая акмеологическая особенность управления рабочей командой — стиль преобразующего, инновационного руководства. Он включает в себя четыре специфических стилевых компонента, носящих выраженный акмеологический характер:
— Индивидуализированное внимание — в его основе концентрация руководителя на диагностике потребностей и способностей подчиненных, учет их индивидуальных особенностей, делегирование полномочий, консультирование и обучение людей, содействие их личностному развитию.
— Воодушевляющую мотивацию — проявляется в том, что руководитель вселяет бодрость, повышает оптимизм и энтузиазм подчиненных, передает им свое видение (картину) будущего, которое стимулирует активность подчиненных в направлении достижения более высоких уровней выполнения рабочего задания и личностного роста.
— Интеллектуальное стимулирование — оно предполагает побуждение подчиненных к новому взгляду на старые методы и проблемы, развитие у них креативности и интуиции, поощрение инновативных действий.
— Харизматическое влияние — его способны оказывать руководители, обладающие видением будущего, осознающие свою миссию, достигшие успеха, уверенные в себе и пользующиеся доверием у подчиненных, подчиняющие личные интересы интересам команды, готовые в любой момент поддержать подчиненного.
Использование этих стилевых компонентов, как свидетельствуют данные исследований, способствует значительному росту эффективности рабочих команд и, как нетрудно убедиться из приведенных выше кратких их характеристик, является важным условием роста акмеологической составляющей функционирования команды.
Резюме
Было показано, что рабочая команда является социально-психологическим полем "акме" в групповой профессиональной деятельности. Причем само коллективное "акме" выражается во владении членами рабочих команд рядом важных прикладных умений, в том числе функциональными, связанными с принятием решений и интерперсональными. Развитие коллективного "акме" обусловлено рядом внешних (организационных) и внутренних (групповых) условий.
Контрольные вопросы и задания
1. Что понимается под рабочей командой?
2. Какие прикладные умения выражают суть коллективного "акме"?
3. Чем характеризуются оперативные рабочие группы?
4. Какие элементы организационной среды способствуют развитию коллективного "акме"?
5. Какие социально-психологические характеристики рабочей команды существенны для развития коллективного "акме"?
6. Проанализируйте деятельность известных вам руководителей на предмет наличия в ней описанных выше стилевых элементов акмеологического управления.
7. Проанализируйте, в какой мере организация, в которой вы работаете, содержит условия, стимулирующие развитие коллективного "акме".
8. Подумайте, какие из факторов сплочения рабочей команды можно использовать применительно к подразделению, в котором вы работаете.
9. Проведите хронометраж частоты использования вами в повседневной работе элементов эффективной обратной связи.
10. Постарайтесь определить, кто в вашем подразделении является деловым лидером, а кого можно считать эмоциональным лидером.
- Научно-редакционный совет
- Председатель совета
- Акмеология
- Глава I
- Глава II
- Глава III
- Глава IV
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Глава VIII
- Глава IX
- Глава X
- Глава XI
- Введение
- Раздел первый
- Общая акмеология
- Глава I
- 1. Предмет и понятийный аппарат акмеологии
- Список литературы
- 2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания
- Социокультурный контекст акмеологического познания
- Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок
- Связи акмеологии с обществознанием
- Взаимосвязи акмеологии с человекознанием
- Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства
- Список литературы
- 3. Задачи акмеологии
- Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости
- Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии
- Изучение процесса овладения человеком профессией
- Список литературы
- Глава II
- 1. Общие методологические и конкретные методологические подходы и принципы в акмеологии
- Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)
- Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)
- Конкретные методологические принципы исследования
- В акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности,
- Потенциального и актуального, операционально-
- Технологический, обратной связи)
- Список литературы
- 2. Принцип детерминизма развития
- Механистическая трактовка детерминизма
- Особенности акмеологического понимания детерминации
- Структурные типы детерминации развития
- Список литературы
- Глава III
- Специфика и сущность акмеологической диагностики
- Теоретико-методологические основания и концептуальные подходы в диагностике
- Специфика объекта, предмета и задач акмеологической диагностики
- Специфика диагностического показателя
- Основные методологические принципы акмеологической диагностики
- Основные методы диагностики и виды диагностических исследований
- Специфика построения выборки в диагностике
- Список литературы
- 2. Методы акмеологических исследований
- Список литературы
- 3. Эксперимент в акмеологии
- Эксперимент как метод исследования
- Виды эксперимента
- Список литературы
- Диагностические методы
- Общая характеристика диагностических методов. Тестовые методики в акмеологии
- Психобиографический метод
- Акмеологическая экспертиза
- Список литературы
- Глава IV
- 1. Акмеологическое понимание человека как индивида
- Индивид и индивидуальность
- Типология индивидуальностей
- Темперамент
- Распределение наследуемых признаков
- Список литературы
- 2. Акмеологическое понимание личности
- Психологический подход к личности
- Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
- Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
- Соотношение идеала "вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
- Список литературы
- 3. Акмеологическое понимание субъекта
- Субъектная парадигма в психологии и акмеологии
- Дискуссии о значении понятия субъекта
- Основные направления изучения субъекта в акмеологии
- Акмеологическое качество и критерии определения субъекта
- Список литературы
- Глава V
- 1. Теоретические принципы переодизации возрастного развития
- Список литературы
- 2. Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития
- Основные характеристики человека в период младенчества
- Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
- Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
- Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
- Основные характеристики человека в период ранней взрослости
- Основные характеристики человека в период средней взрослости
- Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости
- Список литературы
- 3. Взрослость и зрелость как важнейшая для акмеологии ступень жизненного цикла человека
- Список литературы
- Глава VI
- 1. Феномен "акме" и его главные характеристики
- Список литературы
- 2. "Акме" в профессиональном развитии человека
- Сущность феномена "акме" в профессиональном развитии
- Виды профессионального "акме"
- Критерии профессионального "акме" в соотнесении с показателями профессионализма и профессиональной компетентности
- Условия достижения профессионального "акме"
- Список литературы
- 3. "Акме" в контексте жизненного пути человека
- Подходы к изучению жизненного пути человека
- Структура жизненного пути
- Личность как субъект жизненного пути
- Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
- Список литературы
- 4. "Акме" в личностном развитии человека
- Список литературы
- 5. "Акме" в контексте индивидуального развития человека
- Индивидуальность в системе качеств человека и акме
- Интегральная индивидуальность как результат и как условие развития человека
- Стиль как система согласования индивидуальности человека со средой
- Типология стилей
- Список литературы
- 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
- Понятие индивидуальности
- Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития "акме" в контексте индивидуальности
- Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
- Типологии личности и характера
- Виды психологических защит
- Типология стилей мышления
- Список литературы
- 7. "Акме" в групповой профессиональной деятельности
- Рабочая команда как социально-психологическое поле коллективного "акме"
- Организационная среда рабочей команды как внешнее условие развития коллективного "акме"
- Социально-психологические характеристики рабочей команды как внутреннее условие развития коллективного "акме"
- Список литературы
- 8. "Акме" гражданственности
- Актуальность проблемы гражданского становления личности в обществе
- Историко-акмеологический анализ понятий "гражданин", "гражданственность"
- Гражданское воспитание как отражение интересов личности, общества и государства
- Гражданственность и профессионализм. Акмеологические условия и факторы гражданского становления личности
- "Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала
- Список литературы
- 9. "Акме" как феномен развития группы, организации, общности
- Список литературы
- 10. "Акме" в художественно-творческой деятельности
- Список литературы
- 11. Целостность и неповторимое своеобразие — важные свойства людей и их групп
- Список литературы
- 1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания
- Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
- Критерии выделения прикладных областей акмеологии
- Список литературы
- 2. Педагогическая акмеология
- Сущность педагогической акмеологии
- Критерии и уровни профессионализма педагога
- Виды профессиональной компетентности педагога
- Акмеограмма педагога
- Акмеологические технологии в труде педагога
- Список литературы
- 3. Управленческая акмеология
- Сущность управленческой деятельности
- Особенности управленческой деятельности
- Критерии и уровни управленческой деятельности
- Путь к усложнению анализа управленческой деятельности
- Управленческое мастерство и творчество
- В управленческой деятельности.
- Личностные качества, характерные для управленца
- Высокого и высшего уровня профессионализма
- Акмеограмма управленца
- Акмеологические технологии в деятельности управленца
- Список литературы
- 4. Политическая акмеология
- Проблема профессионализма в политике
- Процесс становления политика как фактор формирования профессионализма
- Психологическая готовность к политической деятельности
- Список литературы
- 5. Военная акмеология
- Список литературы
- 6. Медицинская акмеология
- Медицина и акмеология
- Сущность медицинской акмеологии
- Основные категории, понятия медицинской акмеологии
- Медицинское обеспечение акмеологического процесса
- Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
- Список литературы
- 7. Информационная акмеология
- Сущность информационной акмеологии и ее связь с процессом информатизации общества
- Виды информационной деятельности
- Содержание профессиональной компетентности в информационной деятельности
- Пути достижения профессионализма в информационной деятельности
- Список литературы
- 8. Этническая акмеология
- Сущность этнической акмеологии
- Этноэкологический аспект "акме"
- Этнопсихологический аспект "акме"
- Этнополитический аспект "акме"
- Список литературы
- Глава VIII
- Сущность акмеологических технологий личностного и профессионального развития
- 1. Место технологии в системе науки и практики
- Феномен "технология"
- Феноменология "психотехнологии"
- Сущность акмеологических технологий
- Акметектоника
- Список литературы
- Глава IX
- 1. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития
- Количественные и качественные измерения
- Распределение судейских оценок для высказывания
- График кумулятивных процентов
- Основные направления измерения личного и профессионального развития
- Противоречия личностного и профессионального развития
- Личностное и профессиональное развитие и его мониторинг
- Список литературы
- Глава X
- 1. Обучающие технологии
- Акмеологические технологии в процессе обучения
- Этапность и уровни обучения
- Информационные технологии в обучении
- Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
- Системы интенсивного автоматизированного обучения
- Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
- 2. Технологии игромоделирования
- Функции игромоделирования в развитии деятельности, личности и группы
- Механизм игромоделирования
- Моделирование развития в играх
- Управление игромоделированием как акмеологическая модель управленческой деятельности
- Технологические формы управления игромоделированием
- Управление развитием профессиональных качеств управленцев в игромоделировании
- Игромоделирование в системе акмеологической службы в управленческих структурах
- 3. Технологии психоконсультирования
- Сущностные характеристики психолого-акмеологического консультирования
- Особенности запросов клиента
- Стратегии психолого-акмеологического консультирования
- Основные приемы консультативной работы
- Эмпатическое слушание клиента
- Описание основных шагов (элементов) алгоритма индивидуального психолого-акмеологического консультирования
- Список литературы
- 4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой
- Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека
- Структура целей и задач акмеологической службы
- Направления деятельности и функции акмеологической службы
- Технологическое оснащение акмеологической службы
- Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе
- Список литературы
- 5. Технологии развития аутопсихологической компетентности
- Акмеологические технологии развития аутопсихологической компетентности
- Технологический модуль развития аутопсихологической компетентности
- Типовая структура развивающего модуля
- Особенности поведения руководителя группы аутопсихологического тренинга
- Основные этапы тренинга
- Предварительный этап — этап подготовки аутопсихологического тренинга
- Формирование тренинговой группы
- Организационные вопросы
- Основной этап проведения тренинга
- Список литературы
- Глава XI
- 1. Технологии ресурсосбережения
- Гетеростатическая модель
- Содержание типов психологических тренингов
- Список литературы
- 2. Технологии оптимизации эмоциональной устойчивости
- Направление акмеологического сопровождения деятельности персонала
- Развитие творческого потенциала руководителей, активация саморегуляционной деятельности, целевые программы оптимизации психической устойчивости
- Список литературы
- Книги, затребованные жизнью
- 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84.