logo search
024746_45C12_derkach_a_a_akmeologiya

"Акме" гражданственности как вершина гражданской зрелости личности профессионала

На основании осуществленных исследований (А.С.Гусева, А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, А.К.Маркова) можно предположить, что достижение "акме" гражданственности как высшей ступени гражданской зрелости подчиняется определенным акмеологическим закономерностям, которые являются устойчивыми связями и отношениями. Например, связи и отношения в микросреде воспитания (семье) и особенности движения личности к "акме". Другой пример устойчивой связи — уровень интереса к стране проживания и динамика становления гражданственности. Поиск, описание этих и других существующих акмеологических закономерностей достижения "акме" — важная перспективная задача исследователей.

Достижение "акме" гражданственности — это процесс и результат формирования личности (в широком смысле) несущей в себе общественные (гражданские) ценности, но не абсолютизированные, не доведенные до абсурда государственной системой, а соотнесенные с интересами личности, общечеловеческими ценностями, где под гражданскими ценностями понимаются идеи, взгляды, концепции, опыт, способствующие формированию гражданской позиции, обеспечивающей успешную адаптацию и самоактуализацию личности в условиях гражданского общества и государства. Ценностное отношение личности к государству, стране проживания и ее гражданам определяется системой субординационных взаимообусловленных характеристик: когнитивной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой или деятельностной.

"Акме" гражданственности, как достигнутая вершина гражданской зрелости, есть сформировавшаяся в результате целенаправленного развития личности система и программа ее отношений (к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям, к себе как гражданину), способствующая успешной социальной и профессиональной самоактуализации.

Гражданственность в то же время есть чувство Родины, чувство и состояние принадлежности к стране, в которой родился, воспитывался, получал образование, жил и развивался человек. Чувство Родины звучит как завет в словах великого реформатора Петра Великого: "А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и во славе для благосостояния Вашего!" "...Отчизне посвятим души прекрасные порывы", — призывает нас великий поэт А.С.Пушкин.

Быть гражданином — значит знать историю, традиции и культуру своей страны; следовать правовым нормам гражданского общества, принимать на себя ответственность за их соблюдение и пользоваться предоставляемыми гражданскими правами. При этом гражданственность личности соотносится с общечеловеческими ценностями и осознанием себя "гражданином планеты Земля".

Формирование гражданской зрелости личности во многом зависит от особенностей существующей системы отношений в звене "государство —личность". Такой тип отношений определяет:

— ценность личности в условиях государства, возможность для многих занять место в системе государственной власти, политике, экономике, идеологии;

— требования государства к личности, ее качествам и соответственно образованию;

— механизм встроенности человека в систему государственных отношений в целом, а также амплитуду его общественной активности — пассивности;

— соотнесенность потребностно-мотивационной сферы человека с интересами государства;

— номенклатуру социальных ролей человека, стимулируемых государством и государственными органами;

— номенклатуру профессиональных ориентации, стимулируемых государством;

— "личностный образец" носителя образа государства и социокультурного феномена в целом.

"Степень желаемой зрелости" личности, говоря словами А.АДеркача, — есть "многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность"1.

Любой профессионал несет в себе внутреннюю систему личностной регуляции поведения и отношений. В этом смысле он является результатом действия системы социализации, а также собственного внутреннего контроля. В итоге такого действия оказывается сформированным определенное отношение профессионала к себе как представителю социальной группы, общества, государства; стремление соответствовать соотносимой с ним социальной группе, так называемому личностному образцу; ориентация на формирование у себя качеств и умений, адекватных образцу; понимание собственных возможностей как представителя группы, государства. Гражданственность, таким образом, оказывает влияние на профессиональную составляющую структуры личности и предполагает определенные формы проявления гражданственности в профессиональной сфере:

— отношение к профессии в связи со степенью ее актуальности для общества, государства;

— роль и самооценку профессионалом себя как государственного человека, имеющего определенное значение для общества;

— чувство причастности профессионала к делу государственной важности;

— ощущение себя необходимым, актуальным для общества и государства;

— соотнесенность личностных профессиональных стандартов с государственными требованиями к профессии;

— атрибутивное соотнесение (соотнесение успехов и неудач государства с собственными профессиональными);

— единение себя с другими тружениками — гражданами страны проживания;

— реализация установок, эталонов и норм профессиональной деятельности во взаимосвязи с общегражданскими установками, нормами и эталонами поведения.

Опираясь на разработанный в акмеологии подход (Е.Н.Богданов), структуру системы регуляции профессионализма гражданственностью можно представить следующими базисными компонентами:

— мотивационный (положительное отношение к стране проживания и проявление стремления к достижению успехов в профессии на благо обществу и государству);

— когнитивный (знания о профессиональной этике и государственных профессиональных стандартах);

— гностический (способность к рефлексии собственной профессиональной и гражданской позиции);

— регулятивный (сформированное чувство профессионального и гражданского долга);

— эмоционально-волевой (способность к нравственному сопереживанию другим людям, эмоциональному соотнесению с позицией граждан своей страны);

— оценочный (способность относиться к себе и оценивать себя как гражданина, члена гражданского общества).

Способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям, как самосознание, самоопределение, самоотношение, рефлексия, смыслообразование, уровень притязаний, самоорганизация, саморегуляция — во многом определена системой связей в звене "государство — личность". Постижение сущности гражданственности, видение и понимание путей, ведущих к "акме" гражданственности, имеет сегодня не только теоретическое но и практическое значение. В связи с этими перспективами акмеологии как науки является выход за рамки исследования проблем развития профессионализма. Уже сегодня необходимы научные разработки проблем гражданского становления, нравственного совершенствования и духовного развития личности.

Значительная роль в решении этой государственно важной задачи отводится образованию, профессиональному обучению. А.А.Деркач подчеркивает важность профессионального образования как "ведущего в формировании основ профессионализма". Автор определяет содержание этапа профессионального обучения и его составляющие1:

— понимание целей и задач профессиональной деятельности;

— принятие данных целей и задач профессиональной деятельности;

— соотнесение личной системы мотивов и установок с целями и задачами профессиональной деятельности;

— использование уже сформированных знаний, навыков и умений в период практики и стажировок;

— становление собственных приемов по получению необходимых профессиональных знаний, навыков, умений в период практики и стажировок;

— соотнесение личной системы мотивов и установок с профессиональными целями и задачами;

— формирование и закрепление индивидуально-своеобразной системы внутренних и внешних средств профессиональной деятельности;

— выстраивание и планирование профессиональной карьеры;

— формирование отношения к традициям, ценностным ориентациям, детерминированным профессией;

— соотнесение личной системы мотивов и установок с нормами образа жизни профессионала в данной области.

В то же время очевидно, что адаптация в профессиональной деятельности, профессиональное становление в целом востребует не только обучение профессии (формирование профессионально важных качеств, знаний и умений личности), но и формирование актуальной системы отношений субъекта деятельности и гражданского общества, государства. Становление профессионала обусловлено социальными, гражданскими отношениями, характером прав и обязанностей, связей и взаимодействий. Это объективно существующий контекст, в который включен человек. В связи с этим акмеология исследует проблемы психолого-педагогического обеспечения гражданского становления специалиста как важного слагаемого на пути к достижению "акме" гражданственности.

Резюме

Наряду с актуальным профессиональным становлением личности в настоящее время в обществе все более отчетливо формируется позиция, предполагающая необходимость гражданского становления.

Гражданское становление, являясь элементом социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности гражданского общества, что предполагает соответствующие условия.

Необходимость исследования становления гражданственности, условий и факторов, влияющих на этот процесс, соответствует доминирующей в акмеологии научной парадигме, идущей от реалий жизнедеятельности общества.

Гражданственность оказывает влияние на профессиональную составляющую структуры личности и предполагает определенные формы проявления гражданственности в профессиональной сфере. Акмеологический уровень государственных служащих предполагает наряду с другими составляющими социальную ответственность и гражданскую позицию.

Постижение сущности гражданственности, видение и понимание путей, ведущих к "акме" гражданственности, имеет сегодня актуальное теоретическое и практическое значение.

Контрольные вопросы и задания

1. Верно ли утверждение в том, что определения "гражданского" и "гражданственности", свидетельствуют о проявляющихся во времени различиях интересов общества или государства?

2. Ответьте на приведенный вопрос и обоснуйте свой ответ: справедливо ли утверждение, что существует возрастной этап развития личности, особенно сенситивный, для становления гражданственности ?

3. Какое отношение к проблеме гражданственности имеют традиции?

4. Обоснуйте, правомерна ли сегодня постановка вопроса о формировании гражданственности.

5. Поразмышляйте над тем, верны ли следующие утверждения:

— гражданское воспитание предполагает целенаправленное воздействие на личность в интересах ее социализации;

— гражданственность личности предполагает любовь к Родине;

— гражданственность — это подавление личности в интересах государства;

— интересы личности вторичны относительно интересов государства.

6. Проведите сравнительный анализ понятий "профессионализм" и "гражданственность". Обоснуйте актуальность гражданственности профессионала.