logo search
024746_45C12_derkach_a_a_akmeologiya

Психологический подход к личности

Данный подход включает в себя методологические принципы:

Личностный принцип, согласно которому все психические процессы, состояния, способности представляют собой не изолированные функции, а в широком смысле способности личности, имеющие ее в своем основании.

Например, не просто восприятие, память, мышление, а способность личности воспринимать мир (видеть, слышать и т. д.), запоминать, думать о решении встающих перед ней жизненных задач.

Принцип развития, согласно которому личность развивается в следующих направлениях:

а) возрастном;

б) индивидуальном;

в) социальном и социально-психологическом;

г) культурно-историческом;

д) духовно-нравственном;

е) субъектном — как субъект деятельности, общения, жизненного пути; подразумевает, что личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития.

Деятелъностный подход, согласно которому личность проявляется и развивается в деятельности; в отличие от поступательного и необратимого характера развития личности, декларируемого предыдущим принципом, в данном подходе одновременно выявляется и обратимость развития личности, результатом деятельности является не только ее продукт, но и сама личность. Впоследствии вариант деятельностного подхода был разработан А.Н. Леонтьевым применительно к внутреннему строению психики и сознания.

Принцип соотношения биологического, природного и социального, согласно которому:

— или абсолютизируется одна из детерминант — осуществляется биологизация или социализация личности; абсолютизация социальной детерминации личности — игнорирование ее генетических, врожденных особенностей, задатков и способностей, сведение ее социализации к адаптации, рассмотрение личности как tabula rasa, как единицы социума; абсолютизация биологического начала человека — признание ведущей роли низших потребностей, инстинктов и т. д. и отрицание социального способа развития человека как личности;

— или рассматривается диалектическое соотношение природной и социальной детерминации в развитии личности ("опосредованное психологической наукой", Б.Ф. Ломов) — в каждом из гуманитарных и естественно-научных направлений пропорции той или иной детерминанты различны.

Принцип соотношения индивидуального и общественного, согласно которому:

— или абсолютизируется одна из детерминант — при социологизации, личность рассматривается лишь как единица, "атом" общества, "совокупность общественных отношений" (К.Маркс); при абсолютизации индивидуального подчеркивается неповторимость, врожденность личностных особенностей;

— или рассматривается их диалектическое соотношение: на разных этапах социализации имеет место индивидуализация (процесс индивидуализации/идентификации и интеграции личностных составляющих);

— или рассматривается их единство — общество заинтересовано в развитии личности (Э.Эриксон);

— или рассматривается их противоречие — общество находится в противоречии с индивидуальными инстинктами, влечениями (Супер-эго - Эго-Ид — З.Фрейд).

Принцип детерминизма, согласно которому:

внешнее преломляется через внутреннее;

— личность активная, саморегулятивная, специфическая система, избирательно относящаяся к внешним воздействиям;

— личность самовыражается, самореализуется в соответствии со своей индивидуальностью, способностью сознания, особенностями активности и т. д. в жизненном пути, в деятельности, в общении, строит жизненную стратегию.

Системный подход ("как методологический принцип в психологии", Б.Ф. Ломов), согласно которому личность рассматривается как:

— иерархическая система;

— саморегулирующая система;

— самоорганизующаяся в соотношении с внешним миром (жизненным путем, деятельностью, другими людьми и т. д.);

— проективная система, т. е. не исчерпывающаяся ее данным, актуальным состоянием, а проявляющая свои потенциальные возможности и личностную перспективу (будущее, смысл жизни);

— вписанная в социальную систему и ее структуры, в зависимости от чего складывается соотношение социализации и индивидуализации (Б.Г. Ананьев);

— система жизненных и ценностных отношений (В.Н. Мясищев).

Теории личности в мировой психологии представлены различными авторскими концепциями, моделями, подходами, имеющими разные основания.

В отечественной психологии личность определялась на основе:

— установки;

— отношений;

— как интегральная индивидуальность;

— как превращенная форма деятельности;

— как триединство отношений к миру, другим людям, себе и единство мотивов, способностей и характера.

Наряду с авторскими теориями существуют следующие направления изучения личности:

— личность ребенка;

— возрастная периодизация личности;

— в деятельности, труде, профессиональном самоопределении;

— в жизненном пути;

— в норме и патологии;

— типологический подход.

— В зарубежной психологии концепции личности группируются по направлениям:

— диспозициональное — теории личностных "черт";

— психодинамическое (психоаналитическое);

— когнитивное;

— социально-когнитивное;

— аналитическое;

— социально-психологическое;

— эпигенетическое;

— гуманистическое;

— феноменологическое;

— бихевиоральное.

Можно выделить несколько ведущих оснований, по которым они различаются, — структурные модели личности, теории поэтапного развития личности, функциональные теории личности. Принципиальным отличием отечественной теорий личности от зарубежных является деятелъностный подход. В ней преобладает четырехуровневая система изучения личности и наиболее разработан высший методологический уровень, охватывающий методологические принципы. Второй уровень представлен отечественными и зарубежными авторскими теориями.

Теории личности среднего уровня построены на эмпирических или психосоциальных исследованиях и определяют личность в контексте конкретно-исторической эпохи, социальной (в том числе национальной) принадлежности, характера семьи (воспитания и отношения поколений), обучения и образования (с учетом возраста, пола и т. д.).

Теоретико-эмпирический уровень изучения личности в отечественной психологии преимущественно охватывает исследования отдельных личностных образований: способностей, оценок и самооценок, самосознания, мотивации.

Интегрируя эти уровни и подходы и опуская специфику некоторых, можно сказать, что личность в психологии исследуется в качестве объекта и в качестве субъекта. Структурный подход (по-разному понимаемая авторами структура) или устойчивые, характерные черты личности отвечают способу изучения личности как объекта.

Даже возрастная периодизация, учитывая изменчивость и развитие личности, чаще строится без учета ее качественных изменений и развития, зависящих от нее самой.

Динамический подход, преодолевая ограниченность структурного, в поисках "движущих сил" развития личности также не выявляет ее субъектность, поскольку движущими силами оказываются либо влечения, либо врожденная способность к самоактуализации, либо напряжение в поле.

Индивидуально-биографический подход к личности решает принципиально важную задачу определения ее сущности в контексте времени-пространства жизненного пути. Однако попытка определить его периодизацию в безличных характеристиках (таких, как событие и т. д.) также не раскрывает его изменений, его этапов, зависящих от личности.

Сведение личности к структуре или выявление ее черт в равной мере ограничивает личность некоторым контуром, отделяющим ее от мира, в лучшем случае обнаруживая внутреннее строение (уровневое) и ортогональные связи.

Парадигма классического фрейдистского подхода (стадии психосексуального развития) также не выдерживает критики, так как эти стадии распространяются на ограниченный временной отрезок развития личности, преимущественно этап становления личности, и не учитывается весь период развития и функционирования зрелой личности.

Но сущность личности есть (конечно, зависящий и от ее структуры) способ ее функционирования, самовыражения, самореализации (объективации по Д.Н.Узнадзе) в жизни, деятельности, общения. Это способ связи внешнего и внутреннего, организации их взаимодействия или разрешения их противоречий, который определяется личностью, ее притязаниями, сознанием, ее проекцией в будущее. Последнее понимание и есть определение личности как субъекта (общения, познания, деятельности и жизненного пути), требующее каждый раз раскрытия его качественной определенности.