9. Сознание и деятельность.
Сознание – высший уровень организации психики человека; способность осознанно воспринимать окружающий мир и собственные переживания. Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. К основным признакам сознания относят: рефлекторность (способность отдавать себе отчёт о своих протекающих процессах), экстравертированность( склад личности) , самоуправление, самоконтроль, связь сознания с языком и речью, способность к коммуникации. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная деятельность людей. Деятельность - единство внешнего и внутреннего, сознания и поведения. Деятельность и психика - не два отдельных аспекта человечес-кой жизни - они образуют органичное целое. Деятельность - исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика - ее производная и одновременно ее неотъемлемая сторона.
Человеческая деятельность предполагает активное отношение к миру. Содержанием деятельности является целесообразное преобразование мира. Этим деятельность отличается от жизнедеятельности.
Признаки деятельности: сознательность, социальность, предметность, целенаправленность.
10. Сознание и бессознательное.
Сознание – высший уровень организации психики человека как социального существа; способность осознанно воспринимать окружающий мир и собственные переживания; совокупность мыслительных процессов.
Бессознательное – совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта; форма психического отображения, в которой действительность и отношение субъекта к этой действительности не расчленены. Человек может осознавать, что он воспринимает, вспоминает, мыслит, испытывает эмоции; человек может осознавать, что именно он воспринимает, вспоминает и т.д. В то же время осознаваемость не означает, что он всегда осознает содержание своего психического акта. Формы проявления бессознательного: -Досознательная активность ребёнка и первобытного человека -Неосознаваемые побуждения и установки. -Автоматические формы поведения. Надсознательный уровень: интуиция, озарения, догадки. Непроизвольн состояния и формы деят: аффекты, паника, непроизвольн запоминание. Коллективное сознание. Процесс осознания – процесс контролируемый и избирательный.
Признаки бессознательного отражения:
1. Отсутствие произвольного контроля действий субъекта и рефлексивной оценки их результата.
2.Нечувствительность к противоречиям.
3.Вневременный характер.
4. Невычлененность образа.
Проявления бессознательного:
1. Досознательная психическая активность ребенка и первобытного человека.
2. Неосознаваемые побуждения и установки.
3. Автоматические формы поведения.
4. Надсознательные явления - интуиция, озарение, догадка.
5. Субсенсорное восприятие.
6. Непроизвольн состояния и формы деят: аффекты, паника, непроизвольн запоминание.
7. Надындивидуальные архетипы, стереотипы коллективного сознания - индивидуально не осознаются, критически не оцениваются и не контролируются.
Современная психология признает: бессознательное влечение становится осознанным, когда осознан объект влечения. Следовательно, процесс осознания – это процесс контролируемый и избирательный. Бессознательное проявляется в деятельности в формах, которые допускаются сознанием.
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.