7. Вершинная психология( Гуманистич)
Основные направления и школы психологии XX века: Бихевиоризм, гештальтпсихология( объект- восприятие),вюрцбургская школа( сделали мышление предметом исследования), психоа- нализ Фрейд(глубинная психология), когнитивная психология( интнлект.и мыслит.процессы), гуманистическая психология (вершинная) Рождерс, внимание к личноти(гл задача личн.- самоактуализация)стать тем, кем способен) Гуманистическая психология возникла в конце 60-х XX века. Представители – Роджерс, Маслоу. Основной принцип – оптимистический взгляд на псироду человека, утверждение личностного характера чел жижни, внимание к личности. По мнению Ви.Франкла, основной проблемой человека в условиях современной цивилизации является утрата людьми смысла жизни, пребывание в экзистенциальном вакууме. Франкл разработал метод логотерапии – возвращение психического здоровья чечез поиск и обретение смысла жизни. Маслоу зафиксировал такие потребности людей как: физиологические, потребность в безопасности, в любви,
в признании, в самоактуализации (стать тем, кем способен).
8. Психика. Этапы развития психики в филогенезе. Психика – свойство высокоразвитых живых организмов отражать окружающую среду в форме ощущений, образов, переживаний и способность формировать адекватные способы поведения в этой среде. Она сформировалась в процессе эволюции. Осн принципы формирования и функциониров психики чел а следов.и её изучения- единство психики и деятельности, её индивидуальный хар-р и её целостность. В каждом психическом акте присутствуют сознательный и бессознательный уровни. Психика формируется в процессе жизнедеятельности. Психика – основа активности и деятельности людей. Признаки деятельности: сознательность, социальность, предметность, целенаправленность. Деятельность- единство внешн и внутр сознания и поведения.
Филогенез в психологии – процесс возникновения и исторического развития психики и поведения человека и животных. Основной проблемой при изучении филогенеза считают: выделение главных этапов эволюции жизни человека. Одной из самых распространённых является схема Бюллера (инстинкт-навык-интеллект) 1. Инстинкт – совокупность врождённых навыков в психике животного и человека. 2. Навык – инстинкт с дополнениями, относительно окружающей среды. 3. Интеллект – наивысшая стадия, рациональное познание. Сознание – высший уровень организации психики человека; способность осознанно воспринимать окружающий мир и собственные переживания. К основным признакам сознания относят: рефлекторность (способность отдавать себе отчёт о своих протекающих процессах), экстравертированность, самоуправление, самоконтроль, связь сознания с языком и речью, способность к коммуникации. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная деятельность людей.
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.