5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
В период беременности особенно ярко проявляется единство организма и личности. В отечественной психологии данное единство реализуется в концепции гестационной доминанты.
На основе учения А. А. Ухтомского о доминанте И. А. Аршавским было введено понятие гестационной доминанты. Под гестационной доминантой понимается направленность всех реакций организма женщины на создание оптимальных условий для развития внутриутробного ребенка. Выделяют физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты, которые, соответственно, определяются биологическими или психическими изменениями [26]. Перинатальные психологи особенно внимательно отслеживают формирование психологического компонента гестационной доминанты, который также получил название тип переживания беременности [19].
И. В. Добряков выделяет и описывает пять типов переживания беременности: оптимальный, тревожный, эйфорический, гипогестогнозический (игнорирующий) и депрессивный.
Оптимальный тип отмечается у женщин, которые относятся к своей беременности ответственно, но без излишней тревоги. В этих случаях, как правило, супружеская подсистема зрелая, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Беременная женщина продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, занимается на курсах дородовой подготовки.
Игнорирующий (гипогестогнозический) тип переживания беременности нередко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой, а также у некоторых матерей, отказывающихся от детей. Возраст женщин с игнорирующим типом переживания беременности может быть разным: от юных студенток, до женщин 30-35 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, ходить в походы и т.п., беременность часто застает их врасплох. Работающие женщины, как правило, уже имеют профессию, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, но не склонны менять свой жизненный сценарий. У них часто не хватает времени, чтобы встать на учет в консультацию, посещать врачей. Самое важное в работе психолога с беременными данной группы – замотивировать их на общение с ребенком, на материнство, то есть помочь в создании ценности ребенка.
Эйфорический тип отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у женщин, длительно лечившихся от бесплодия. Беременность женщин данной группы нередко становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. Декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Женщины требуют повышенного внимания, выполнения прихотей. Обычно они посещают врачей и курсы подготовки к родам, но их отношение остается формальным. Этому типу переживания беременности после рождения ребенка соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств ребенка. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Тревожный тип характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Хотя тревога может быть оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, однако беременные женщины с этим типом переживания беременности далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. К сожалению, именно неправильные действия медицинских работников, например, сказанные неосторожно слова, акцентирование на проблемах со здоровьем, довольно часто способствуют повышению тревоги у женщин. Большинство беременных женщин с этим типом переживания, став матерями, отличаются повышенной моральной ответственностью, неуверенны в своих силах и способности воспитывать ребенка. Воспитание детей чаще всего носит характер доминирующей гиперпротекции.
Депрессивный тип проявляется, прежде всего, резко сниженным фоном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто у нее возникают мысли о собственном уродстве. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях подобное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет ее состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные идеи, обнаруживаются суицидальные тенденции. Гинекологу, акушеру, психологу, всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщину на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет определить характер депрессии и провести соответствующий курс лечения. К сожалению, депрессивный тип, как и тревожный, нередко формируется у беременной женщины в связи с неосторожными высказываниями медицинского персонала. После рождения ребенка отклонения в процессе семейного воспитания при этом типе переживания беременности аналогичны тем, что развиваются при тревожном типе, но более выражены. По данным В. И. Брутмана, в группу женщин с депрессивным типом попадает часть девиантных матерей, например, отказниц, а также женщин, для которых характерны эмоциональное отвержение и жестокое обращение с ребенком [32].
Исследования показали, что тип переживания беременности соотносится с ценностью ребенка для матери. Оптимальный тип переживания беременности взаимосвязан с адекватной ценностью ребенка в 100 % случаев. Тревожный тип чаще всего соотносится с повышенной или пониженной ценностью ребенка, игнорирующий и депрессивный — с низкой ценностью ребенка и заменой ее на ценности из других сфер. Сложным является эйфорический тип переживания беременности, при котором обычно ценность ребенка неадекватна (чаще всего происходит замена на другие ценности), но внешне это не выражено. Приподнятое настроение и некритичное отношение к изменениям в жизни является следствием личностной незрелости и неготовности к принятию материнской роли [30].
При работе с беременными женщинами основное внимание психолога направлено именно на коррекцию типа переживания беременности.
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию