Введение
Перинатальная психология – одна из самых молодых и динамично развивающихся областей современной науки. Несмотря на солидный фундамент, заложенный работами отечественных и зарубежных ученых, как самостоятельное направление теории и практики, данная область формируется в последние три десятилетия. Специализируясь в возрастной психологии, психолог традиционно рассматривает развитие психики на протяжении жизни человека. При этом отдельные отрасли психологии – детская психология, акмеология, геронтопсихология – затрагивают практически все этапы жизненного пути. Однако начальный период формирования психики в онтогенезе долгое время оставался за рамками подготовки специалистов. Изучение учебной дисциплины «Перинатальная психология и психология родительства» дает возможность рассмотреть психическое развитие как целостность, сформировать представление о развитии человеческой психики на самых ранних этапах онтогенеза.
Сравнение знаний о периоде пренатального развития и о любых других периодах человеческой жизни показывает, что именно пренатальный период остается наименее изученным. Ранний период онтогенеза – время, когда со всей отчетливостью проявляется взаимосвязь между биологическими и социальными предпосылками развития, осмысление которой необходимо современному исследователю и практику.
Основная цель данного учебного пособия – структурировать представления о становлении психики в пренатальном и раннем постнатальном периоде, проблемах психологии рождения, способствовать осмыслению родительского отношения в перинатальном аспекте. В пособии анализируется современное состояние перинатальной психологии, ее предмет, задачи, тенденции развития. Значительная часть параграфов посвящена обсуждению дискуссионных вопросов – методов рассматриваемой области психологии, статуса внутриутробного ребенка, проблем пренатальной педагогики.
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию