logo
учебное пособие Белогай К Н Введение в перината

Введение

Перинатальная психология – одна из самых молодых и динамично развивающихся областей современной науки. Несмотря на солидный фундамент, заложенный работами отечественных и зарубежных ученых, как самостоятельное направление теории и практики, данная область формируется в последние три десятилетия. Специализируясь в возрастной психологии, психолог традиционно рассматривает развитие психики на протяжении жизни человека. При этом отдельные отрасли психологии – детская психология, акмеология, геронтопсихология – затрагивают практически все этапы жизненного пути. Однако начальный период формирования психики в онтогенезе долгое время оставался за рамками подготовки специалистов. Изучение учебной дисциплины «Перинатальная психология и психология родительства» дает возможность рассмотреть психическое развитие как целостность, сформировать представление о развитии человеческой психики на самых ранних этапах онтогенеза.

Сравнение знаний о периоде пренатального развития и о любых других периодах человеческой жизни показывает, что именно пренатальный период остается наименее изученным. Ранний период онтогенеза – время, когда со всей отчетливостью проявляется взаимосвязь между биологическими и социальными предпосылками развития, осмысление которой необходимо современному исследователю и практику.

Основная цель данного учебного пособия – структурировать представления о становлении психики в пренатальном и раннем постнатальном периоде, проблемах психологии рождения, способствовать осмыслению родительского отношения в перинатальном аспекте. В пособии анализируется современное состояние перинатальной психологии, ее предмет, задачи, тенденции развития. Значительная часть параграфов посвящена обсуждению дискуссионных вопросов – методов рассматриваемой области психологии, статуса внутриутробного ребенка, проблем пренатальной педагогики.