Характеристики «комплекса оживления»
Время возникновения | Первые проявления – к 4-й неделе жизни, расцвет – на 3-4-м месяце жизни |
Составляющие компоненты | Замирание; двигательное, зрительное, слуховое сосредоточение; двигательное оживление; социальная улыбка; вокализации (гуканье, гуление) |
Условия возникновения | Возникает в ответ на появление взрослого, общение с ним; появление новых предметов, например, игрушек; при овладении новыми умениями |
Функции | Служит средством общения и выполняет экспрессивную функцию (сопровождает действия ребенка, эмоции от новых впечатлений) |
В многочисленных экспериментах, посвященных «комплексу оживления», в частности, «социальной улыбке», [см., например, 1; 16; 23; 24] было установлено, что объективно от рождения все дети умеют улыбаться, то есть улыбка как мимическое выражение является врожденной. Но улыбаются «социально» не все дети. Например, не улыбаются дети, лишенные общения. В то же время даже слепые младенцы улыбаются в первые месяцы жизни, когда их берут на руки и разговаривают с ними. Дети с нарушенной психикой начинают улыбаться позднее.
В эксперименте Мещеряковой С. Ю., направленном на выяснение функций «комплекса оживления» и условий его возникновения, сопоставлялись все особенности «комплекса оживления», проявляемого младенцами при воздействии человека и предметов. В результате обнаружились такие различия, которые позволили утверждать, что младенцы относятся к человеку и предметам по-разному. В восприятии игрушек преобладают зрительное сосредоточение и двигательное оживление, а улыбок и вокализаций меньше. При восприятии человека все компоненты выражены одинаково. Одновременно интенсивность всех компонентов «комплекса оживления» при восприятии человека значительно выше, чем интенсивность при восприятии игрушек. Было показано, что ребенок реагирует на предмет одинаково, независимо от возможности только смотреть на него или взаимодействовать с ним, а на взрослого – по-разному. Когда человек ожидает после воздействия ответа ребенка, возрастают его двигательное оживление и вокализации, а улыбки и сосредоточение уменьшаются. Интерес к предметам угасает довольно быстро, а к взрослому, который ждет ответа ребенка – увеличивается. Данный эксперимент показывает, что взрослый не просто дает информацию для органов чувств ребенка, но и инициирует общение, побуждает к поискам наиболее удачных способов для привлечения внимания, учит отбирать из них самые подходящие для общения [47].
Таким образом, было показано, что «комплекс оживления» выполняет две основные функции: служит средством общения и сопровождает эмоции ребенка по поводу воспринятых впечатлений. Причем первая функция является ведущей, определяя развитие экспрессивной функции.
Подводя итоги сказанному, отметим следующее: именно после рождения жизнь ребенка становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма, что в корне меняет функционирование его организма и психики. Основное новообразование новорожденности состоит в возникновении индивидуальной психической жизни ребенка. Ее появление, как и появление всех других возможностей и способностей (габитуации, синхронизации действий с взрослым, имитации эмоций и т.п.), направлено на адаптацию ребенка к условиям внеутробного существования. Психические возможности новорожденного широки и разнообразны: он может формировать условные рефлексы и даже произвольно регулировать поведение, обладает избирательностью восприятия, а к окончанию периода – таким средством общения как «комплекс оживления». При этом большинство психических способностей новорожденного необходимо для установления контакта с ухаживающим взрослым.
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию