4.1. Характеристика периода новорожденности
В раннем постнатальном развитии выделяется два периода: новорожденность и младенчество. Периодом новорожденности называется отрезок жизни от рождения до 4-6-й недели развития. Знания о психическом развитии ребенка в этот период интенсивно накапливаются лишь в последние десятилетия, т. к. долгое время считалось, что ребенок после рождения практически круглые сутки спит. Однако оказалось, что он бодрствует некоторые промежутки времени, достигающие в совокупности нескольких часов [1]. Это обстоятельство позволило провести уникальные исследования, помогающие понять, в чем заключается специфика развития в данный период.
В настоящее время доказано, что новорожденность – это время активного приспособления ребенка к новым условиям жизни, время максимальной перестройки организма, необходимой для самостоятельного существования вне организма матери. Кризис новорожденности был выделен как особый период в психическом развитии ребенка. Внешним признаком кризиса является потеря ребенком в весе в первые дни после рождения.
Важно понимать, что социальная ситуация развития ребенка после рождения уникальна и определяется двумя важными моментами. Во-первых, ребенок биологически беспомощен, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, новорожденный – максимально социальное существо. Во-вторых, при высокой зависимости от взрослого, ребенок лишен основного средства общения – человеческой речи. Именно в противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в раннем возрасте.
Основные задачи периода новорожденности состоят в следующем:
восстановление сил после родов;
приспособление дыхания, кровообращения, пищеварения и терморегуляции к новым условиям;
установление ритмов жизни (например, сна и бодрствования);
совершенствование навыков саморегуляции и нахождение баланса между недостатком и избытком стимуляции;
установление контакта с матерью (другим ухаживающим взрослым).
Как видим, все задачи развития в период новорожденности направлены на адаптацию ребенка к внеутробной жизни.
Приспособление дыхательной системы происходит благодаря первому крику (легкие раздуваются и начинают работать), чиханию и кашлю (очищаются дыхательные пути). В результате появления легочного дыхания меняется маршрут кровообращения, закрывается клапаном отверстие в перегородке между предсердиями, у ребенка появляется собственная система кровообращения, независимая от материнской. Начинает самостоятельно функционировать пищеварительная система. Другое приспособление – терморегуляция. В матке всегда была постоянная температура, однако после рождения кожа ребенка начинает интенсивно работать, чтобы обеспечить постоянную температуру тела [21].
Адаптироваться к внеутробной жизни ребенку помогает и явление габитуации – ослабление или прекращение реакции на раздражитель при многократном его повторении. Благодаря габитуации ребенок привыкает к незначимым раздражителям, таким как прикосновение одежды или шум за окном.
Что касается установления контакта с матерью (либо другим ухаживающим взрослым), то он необходим для стабилизации эмоционального состояния ребенка. По данным Д. Ворстер, от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни, и от качества этого контакта зависит количество плача в первые два года жизни, качество привязанности, количество психологических проблем в более позднем возрасте [цит. по 11].
Наконец, адаптации ребенка после рождения служат многочисленные безусловные рефлексы – автоматические ответные реакции организма в ответ на раздражители. Часть рефлексов необходима ребенку для выживания, например, к ним относятся сосательный рефлекс, кашель, чихание, зрачковый рефлекс (сужение зрачков на ярком свету и расширение в темноте). Другие рефлексы представляют собой наследие, доставшееся от предков, утратившее в ходе эволюции свое приспособительное значение (рефлекс Моро, опоры и др.).
Особый интерес вызывают вопросы о психических возможностях новорожденных – особенностях их восприятия, памяти, внимания. До середины прошлого века считалось, что у новорожденных нет способности к произвольному поведению, а их внутренний мир представляет собой неоформленный поток впечатлений. Поведение ребенка в первые недели жизни считалось исключительно рефлекторным. Однако чем оснащеннее в техническом плане становились эксперименты, тем сенсационнее выглядели полученные факты. Данные последних десятилетий свидетельствуют о том, что новорожденные способны к дифференцированному анализу информации гораздо в большей степени, чем предполагалось ранее.
Прежде всего, было опровергнуто представление, что новорожденный видит мир перевернутым, не различает отдельные предметы, а воспринимает их как нагромождение цветовых пятен. Напротив, стало ясно, что зрительный аппарат новорожденного позволяет адекватно воспринимать окружающее в трехмерном пространстве и даже различать форму зрительных стимулов.
Избирательность зрительного восприятия изучалась в опытах Р. Франца. При помощи аппаратуры, позволяющей регистрировать локализацию и длительность фиксации зрачка, он установил, что дети 5-7 дней от роду чаще и дольше рассматривают фигуры сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. Все предпочитаемые ими черты сочетаются в человеке, что обуславливает биологически зафиксированную готовность ребенка к восприятию человека. Показано, что изображение человеческого лица новорожденный предпочитает всем другим изображениям [1]. Однозначными представляются данные о предпочтении ребенком подвижного лица неподвижному. Все дети предпочитают человеческое лицо лицу куклы и лицо куклы – погремушке. Данные о развитии слепых детей свидетельствуют о том, что установление у них эмоционального взаимодействия с взрослым запаздывает по сравнению со зрячими детьми. Аналогичная картина наблюдается для детей, рожденных при использовании в родах наркоза [11].
Ребенок нескольких дней от роду не только воспринимает звуки, но и различает их по высоте. Особую чувствительность он проявляет к звукам человеческой речи. Эксперименты подтверждают, что ребенок предпочитает осмысленную речь произвольному набору слогов [1].
Еще более удивительные открытия были сделаны, когда исследователи попытались определить способность новорожденного к научению. Исследования Г. Папоусека показали, что новорожденный ребенок обладает способностью к формированию условных рефлексов. В экспериментах детей приучали поворачивать голову влево в сторону звонящего колокольчика, подкрепляя каждый успех бутылочкой с молоком. Затем задача была усложнена: нужно было отворачиваться от звонящего колокольчика, и дети быстро научались поворачивать голову в соответствии с правилами игры [11].
Новорожденные (в возрасте 3-х недель) оказались способны к научению, даже когда оно не было связано с пищевым подкреплением. И. Калнинс и Д. Брунер обнаружили, то дети быстро научаются фокусировать показываемое им размытое изображение при помощи сосания (пустышки детей были соединены с проекторами, при помощи которых на экран передавалось изображение). Дети быстро приспосабливались, когда условия менялись на противоположные, то есть когда для фокусирования изображения им требовалось прекратить сосательные движения [11]. Эксперименты, подобные описанному, подтверждают, что новорожденные способны произвольно регулировать свое поведение.
Результаты исследований позволили пересмотреть представления о взаимоотношениях новорожденного с окружающими людьми. Одно из наиболее важных открытий, сделанных в этой области – выявление синхронизации сложных действий взрослого (обычно матери) и ребенка. Применение таких новейших средств как рапидная киносъемка позволило провести тонкий анализ движений взаимодействующих партнеров. Наблюдая простейшие игры ребенка моложе 4 месяцев и взрослого, психологи обнаружили, что ребенок участвует в их отработке с помощью взгляда. Он то смотрит на взрослого, играющего, например, в «ладушки», то отводит взгляд в сторону, а затем снова устремляет его в лицо взрослого и тем самым помогает определить темп и ритм движений старшему партнеру. В опытах В. Кондона обнаружилась способность новорожденного уже в первый день жизни двигаться синхронно ритму речи взрослого, сходно с тем, как это делают взрослые слушатели [1].
А. Мелтзоф выяснил, что новорожденный имитирует мимическое выражение эмоций взрослого: радости, удивления, печали, гнева [цит. по 10].
Возникает вопрос, для чего ребенку, только что появившемуся на свет, столь сложные возможности и приспособления. М. И. Лисина считает, что природа не может быть расточительна, поэтому все, чем она оделила ребенка – необходимо [42]. Ребенок не может существовать без взрослого, он должен располагать возможностями выделить человека из окружающей среды, установить с ним контакт, вступить во взаимодействие, для чего и необходимы многие из описанных возможностей.
Условная граница периода новорожденности – возникновение такого психического новообразования как «комплекс оживления» (таблица 6).
Примерно к 4-й неделе жизни можно заметить, что движения ребенка становятся менее импульсивными и хаотичными. Он замирает при звуках голоса или при виде взрослого, его движения затормаживаются на несколько секунд, а затем возобновляются. Такие действия называются двигательным оживлением. Помимо двигательного оживления можно отметить замирание, сосредоточение (двигательное, слуховое, зрительное), сменяющееся двигательным оживлением, социальную улыбку (то есть улыбку в ответ на обращение взрослого, сопровождающуюся взглядом в глаза) и вокализации (гуканье и гуление), сопровождающиеся взглядом в глаза, которые объединяются в единый комплекс поведения, получивший название «комплекса оживления». Появление данного новообразования означает, что ребенок вступил на путь развития общения.
Таблица 6
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию