Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
Признак | Баллы | ||
0 | 1 | 2 | |
Сердцебиение | – | Частота меньше 100 уд/мин | Частота больше 100 уд/мин |
Дыхание | – | Медленное, нерегулярное | Громкий крик |
Мышечный тонус | Вялый | Некоторая степень сгибания | Активные движения |
Рефлекторная возбудимость | – | Слабо выражена (гримаса) | Хорошо выражена (крик) |
Окраска кожи (слизистых) | Синюшная или бледная | Розовая окраска тела и синюшная конечностей | Розовая |
В последнее время для оценки жизненных сил новорожденного также используют шкалу Бразелтона, описывающую по большей части психологические аспекты поведения. Данная шкала включает 44 измерения, которые объединяются в 7 групп: привыкание, ориентировочная реакция, мышечный тонус и двигательная активность, динамика состояний, регулирование состояний, вегетативная устойчивость, рефлексы. Обследование проводится при помощи неврологических тестов, однако его назначение – оценить поведенческие возможности новорожденного. Например, при оценке привыкания оценивается, насколько быстро ребенок перестает реагировать на звон колокольчика или включение света; регулировки состояний – каким образом и насколько легко ребенок успокаивается [11].
В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но продолжает оставаться биологически и психологически зависимым от нее существом. Влияние родов на последующую жизнь человека наиболее подробно рассматривается в рамках трансперсональной теории С. Грофа.
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию