Мотивация беременности
Конструктивные мотивы | Деструктивные мотивы |
Стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью | Стремление соответствовать социальным ожиданиям («быть как все», «возраст вынуждает», «родители хотят внуков») |
Выражение обоюдного желания супругов иметь ребенка («мы любим друг друга и хотим иметь общего ребенка») | Желание сохранить или развить отношения, удержать супруга («привязать мужа», «вернуть мужа», «выйти замуж») |
Стремление быть матерью как результат психофизиологической готовности к материнству («хочу заботиться о ребенке», «хочу ощутить радость материнства») | Необходимость отделения от родительской семьи («родить всем назло», «показать родителям, что я уже не ребенок») |
Способ принадлежать к семейной системе («все женщины в нашей семье рожали первого ребенка в 22 года») | Стремление реализовать через ребенка собственные мечты и планы («он будет тем, чем не стала я») |
Страх одиночества | |
Восполнение дефицита любви к себе («хоть кто-то будет меня любить») | |
Материальные мотивы (связанные с жилплощадью, получением статуса многодетности) | |
Сохранение собственного здоровья («аборт вреден», «беременность омолаживает организм») |
В большинстве случаев рождение ребенка обусловлено совокупностью мотивов, однако, определение ведущего мотива – важная задача перинатального психолога. В целом ряде исследований показана прогностическая для исхода беременности значимость определения репродуктивной мотивации [30].
Динамика эмоционального состояния беременной женщины – предмет особого внимания перинатальных психологов. Описано изменение эмоционального и, в целом, психологического состояния женщины в зависимости от триместра беременности [18; 30; 53].
В первом триместре беременности у женщины отмечается появление легкой заторможенности, снижение умственной и физической работоспособности, изменение обонятельных и вкусовых ощущений, головокружение, тошнота, нарушение сна. Считается, что в первом триместре наиболее выражена тревожность, резкая смена настроении, появляется раздражительность, снижается общая активность. Физиологической основой этих изменений является гормональная перестройка. Адаптивное значение изменения эмоционального состояния состоит в ограничении контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и успешному развитию внутриутробного ребенка на первых неделях, наиболее в этом отношении опасных.
Этот период для матери весьма существенен в развитии ее материнского отношения. Появление ребенка становится реальным фактом. С другой стороны, еще нет никаких его конкретных признаков. Чувство матери свободно от внешней стимуляции, присущей живому ребенку, но женщина уже имеет возможность на своем опыте прочувствовать происходящие изменения и подготовиться к более серьезным. Можно сказать, что это первый опыт приспособления себя к нуждам будущего ребенка, опыт интерпретации своих переживаний с точки зрения себя как матери.
В первом триместре представления о ребенке не очень конкретны, описание его затруднено и обычно носит описание своих эмоций и переживаний. Представления о будущем относятся к достаточно поздним периодам развития ребенка (младенец середины или конца первого года, более старший ребенок вплоть до подростка) и зависят от опыта женщины. Многие женщины еще не замечают существенных изменений в своем отношении к жизни и в интересах [18].
Во втором триместре у женщины происходит нормализация психического состояния, повышается работоспособность. По мнению Г. Г. Филипповой, появление шевелений (16-22 недели беременности) позволяет конкретизировать образ ребенка и дает богатую пищу для интерпретации субъективных состояний. В этот период многие женщины отмечают изменение интересов, концентрацию на задачах беременности и послеродового периода, подготовке к материнству. Однако даже при желанной беременности движения плода сопровождаются пробуждением глубинной тревоги, возникновением разного рода страхов. С началом шевелений реальность ребенка становиться очевидной для женщины, с этого момента происходит разделение ее представлений о ее «физическом Я» на «Я» и «Ребенок». Женщины начинают прислушиваться к движениям ребенка внутри себя, пытаются взаимодействовать с плодом, например, разговаривают с будущим ребенком, поглаживают живот [32].
Второй триместр является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери. Стабилизируется гормональный фон, исчезают симптомы недомогания, еще нет ограничения подвижности и увеличения физической нагрузки. Настроение становится более устойчивым и в норме переходит от астенического к стеническому. Женщина уже свыклась с фактом беременности, неизбежностью изменений, у нее было время представить себе не только то, что она теряет, но и то, что приобретет с рождением ребенка [18].
В третьем триместре беременности доминирующее переживание определяется подготовкой к родам и появлению ребенка в доме. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстрее устает, затрудняется двигательная активность, часто ухудшается сон. Этот период характеризуется повышением уровня тревоги и беспокойства, нарастает страх перед родами, опасения за здоровье и судьбу будущего ребенка, возрастает уровень депрессивных расстройств. Единение с ребенком перестает быть основным интересом будущей матери, оно начинает утомлять, раздражать, часто приносит физические страдания. В предродовом периоде наблюдается снижение активности беременной, общее расслабление, некоторое эмоциональное «отупение» [14].
При рассмотрении материнства в перинатальном аспекте все механизмы психической регуляции беременности можно обобщить в типе переживания беременности. В типе (стиле) переживания беременности, по мнению Г. Г. Филипповой, находят отражение репродуктивная мотивация, физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, восприятие симптоматики беременности, преимущественный фон настроения, переживание шевелений, содержание активности женщины. При этом тип переживания беременности не только отражает становление материнского отношения в период ожидания ребенка, но и дает возможность прогнозировать дальнейшее формирование материнского отношения.
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию