Глоссарий
Амбивалентность – двойственность переживания, когда один и тот же объект одновременно вызывает противоположные чувства.
Апгар шкала – десятибалльная шкала оценки состояния новорожденных.
Базовые перинатальные матрицы – центральное понятие концепции С. Грофа, устойчивые модели, формирующиеся на разных этапах пренатального периода и родов. Являются базовыми для всех психофизиологических реакций индивида, определяют стиль поведения, способы действий, избирательность к внешним событиям и объектам, а также уровень здоровья человека.
Беременность – естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное жить вне материнского организма.
Бондинг – образование эмоциональной привязанности между родителями и ребенком в период, который начинается сразу после рождения и продолжается несколько месяцев.
Бразелтона шкала – шкала оценки поведения и запаса жизненных сил новорожденного, включающая четыре десятка измерений.
Внезародышевые части – иначе говоря, послед (околоплодный пузырь, пуповина, плацента) – органы, формирующиеся из поверхностного слоя клеток плодного яйца, имеющие одинаковый с зародышем генетический материал.
Габитуация (привыкание) – ослабление реакции (вплоть до ее прекращения) на определенный раздражитель при его многократном повторении.
Герминальный период – период внутриутробного развития от зачатия до 10-ого дня развития, когда происходит первичная дифференцировка клеток и имплантация плодного яйца в стенку матки.
Гестационная доминанта – совокупность механизмов физиологической (физиологический компонент доминанты) и психической саморегуляции (психологический компонент доминанты), включающихся у женщины при возникновении беременности, и направленных на ее сохранение и создание условий для развития ребёнка.
Девиация (прил. – девиантный) – отклонение от нормы.
Импринтинг – запечатление, психофизиологический механизм, благодаря которому впечатление или образ, воспринятый в определенный период развития, навсегда остаются в сознании, превращаются в устойчивую поведенческую программу.
Качество привязанности – характеристика рабочей модели в теории привязанности, в ее основе лежит безопасность, которую обеспечивает (не обеспечивает) объект привязанности. Выделяют безопасную, небезопасную амбивалентную и небезопасную игнорирующую привязанность. Определяется качество привязанности при помощи эксперимента «Незнакомая ситуация».
Ключевые стимулы – морфологические черты, запахи, движения и позы ребенка, запускающие поведение матери, которое при этом является комплементарным врожденному репертуару поведения младенца.
«Комплекс оживления» – новообразование психической жизни ребенка, знаменующее переход от новорожденности к младенчеству и заключающееся в реакции ребенка на появление взрослого, общение с ним, а также на появление новых предметов и при овладении новыми умениями.
Кросскультурные исследования – сравнительные исследования, направленные на выявление сходств и различий между разными культурами и обществами.
Материнство – специфический вид деятельности или поведения, направленный на созидание объектов рождаемости.
Младенчество – период развития от месяца до года, характеризующийся реализацией возможностей ребенка на основании природных задатков и генетической программы.
Метод зрительного предпочтения – экспериментальный метод исследования младенцев, основанный на анализе изменений длительности глазных фиксаций знакомого и нового события.
Метод привыкания – экспериментальный метод исследования младенцев, основанный на явлении габитуации (привыкания).
Новообразование периода младенчества – это система аффективно-личностных связей, которая в первом полугодии жизни проявляется в положительных эмоциогенных ситуациях и выражается в стремлении ребенка разделить с близким взрослым приятные переживания, во втором полугодии аффективные связи начинают проявляться и в отрицательных эмоциогенных ситуациях и выражаются в поиске поддержки близкого взрослого.
Новорожденность – первый месяц жизни человека, период активного приспособления ребенка к новым условиям жизни, время максимальной перестройки организма, необходимой для самостоятельного существования вне организма матери.
Парадигма новизны – план исследования, при котором предпочтение новых стимулов младенцами используется для изучения их способности обнаруживать минимальные различия в звуках, цветах или изображениях.
Парадигма привыкания – план исследования младенцев, основанный на регистрации удивления ребенка в случае несовпадения его ожиданий с действительностью.
Партнерские роды – участие в родах близкого для роженицы человека (мужа, матери, подруги).
Перинатальный период – в узком смысле слова это период индивидуального развития от 28 недель после зачатия до 7 дней после рождения; в широком смысле – период от зачатия до окончания стадий сепарации ребенка с матерью.
Перинатальная психология – область исследования, занимающаяся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения основных возрастных стадий сепарации ребенка от матери.
Перинатальная психотерапия – система лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка, а через психику и на организмы женщины и ребенка, в перинатальном периоде.
Периоды родов – различают 3 периода родового процесса: период раскрытия – с начала первых регулярных схваток до полного раскрытия шейки матки; период изгнания – до полного рождения ребенка и последовый период – до рождения последа.
Положение плода – это отношение его продольной оси к продольной оси матки. Различают продольное положение (тело плода располагается вдоль матки), поперечное положение (тело плода располагается поперек матки), косое положение (продольные оси матки и плода образуют острый угол).
Предлежание плода – это отношение крупной части плода (головки или ягодиц) к входу в таз. Различают головное и тазовое предлежание.
Пренатальная педагогика – комплексное воздействие (через музыку, эстетические впечатления, положительные эмоции и т. п.) на беременную, плод, семейную систему в целом, с целью оптимизации внутриутробного развития ребенка.
Пренатальный период – период развития человеческого организма с момента зачатия до момента рождения. Этот период в развитии ребенка совпадает с периодом беременности для его матери.
Проксимодистальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении от центра тела к его периферии.
Психологическая готовность к родительству – состояние мобилизации психологических и психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективность выполнения родительской роли. Содержание психологической готовности к родительству изменяется по трем координатным осям – отношение к ребенку, отношение к себе как родителю и отношение к родительству в целом и формируется под действием социокультурных, семейных и индивидуальных условий.
Психология родительства – область психологии, изучающая родительство как часть личностной сферы мужчины и женщины и как условие для развития ребенка.
Рабочая модель – ключевое понятие теории привязанности, глубинная структура самосознания, отношение, определяющее все реакции человека, строй его личности. Данное понятие раскрывается в оппозициях «Я – Другой», объект и субъект привязанности, качество привязанности.
Репродуктивный мотив – психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного количества детей, то есть характеризующее личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности.
Рефлекс – автоматическая ответная реакция организма на те или иные раздражители.
Родительское отношение – как условие для развития ребенка – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка и его поступков; как часть личностной сферы взрослого человека – это избирательная в эмоциональном и оценочном плане психологическая связь родителя с ребенком, выражающаяся в действиях, реакциях и переживаниях, и возникающая под влиянием культурных моделей родительского поведения, собственной жизненной истории и личностных особенностей родителя.
Роды – психофизиологический процесс появления на свет ребенка, возникает рефлекторным путем и регулируется нервной и эндокринной системами.
Синдром беременности – психогенное состояние, ограниченное моментом осознания женщиной своего положения и моментом «пигмалионизации» своего ребенка, включающее ряд симптомов: аффект осознания себя беременной, нового Я, принятия новой жизни в себе, страха перед родами и др.
Ситуативно-личностное общение – самая ранняя форма коммуникативной деятельности, ведущая деятельность младенца. Характеризуется следующими параметрами: возникает в первые два месяца жизни ребенка; опосредствует все другие взаимоотношения ребенка с окружающим миром; основным содержанием потребности ребенка является потребность во внимании и доброжелательности взрослого; ведущие ее мотивы носят личностный характер; средствами общения служат экспрессивно-мимические операции (М. И. Лисина).
Стимулы сенсорного мира матери – система сенсорных, слуховых, вкусовых и других стимулов, воспринимаемых ребенком пренатально и постнатально, формирующая его первый образ мира.
Тенденция «от общего к специфическому» – тенденция развития, заключающаяся в переходе от генерализованных, охватывающих все тело реакций, к локальным и специфическим.
Теория привязанности – концепция, разработанная Дж. Боулби и М. Эйнсворт, в основе которой лежат отношения между двумя людьми (в первую очередь, матерью и ребенком), определяющие весь психологический строй личности.
Тератоген – токсический агент, вызывающий нарушение нормального развития.
Тип переживания беременности – механизмы психической регуляции во время беременности (иначе, психологический компонент гестационной доминанты). Выделяют 5 типов переживания беременности: оптимальный, гипогестогнозический (игнорирующий), эйфорический, тревожный и депрессивный.
Триместры – три равных интервала, в сумме охватывающих весь период беременности.
Фетальный период – период внутриутробного развития от 8-й недели после зачатия до родов, в течение этого периода происходит созревание плода и функциональное развитие систем организма.
Физиологическая зрелость плода – соответствие степени функциональной зрелости его органов и систем органов биологическому возрасту. Физиологическая зрелость плода должна быть сформирована к моменту рождения.
Цефалокаудальная тенденция развития – ход развития, при котором процесс роста происходит в направлении «от головы к ногам».
Эмбриональный период – период внутриутробного развития от 10-ого дня после зачатия до 8-й недели, в этот период закладываются все системы организма, происходит структурное развитие зародыша.
Этологический подход – направление в исследовании родительского отношения, в основе которого лежит утверждением о том, что поведение человека аналогично поведению животных, лишь видоизменено культурным влиянием и более сложными, чем у животных, когнитивными образованиями.
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию