Пренатальная педагогика
направление | цель | методы | пример |
1. Акцент на ребенке | Стимулирование развития мозга плода и его интеллектуальных и социальных возможностей | Прослушивание музыки, слов иностранного и родного языка, гаптономия и др. | «Пренатальный университет» Р. Ван де Кара; «Сонатал» М.Л. Лазарева |
2. Акцент на беременной женщине | Стимулирование творческого потенциала беременной женщины, создание благоприятных для нее условий | Арт-терапия, прослушивание музыки, занятия творческой деятельностью | Ж.В. Цареградская |
3. Акцент на семейной системе | Оптимизация семейных отношений, подготовка семьи к рождению ребенка, оптимизация типа переживания беременности | Перинатальная психотерапия, гаптономия | И.В. Добряков |
4. Отрицание возможности пренатального обучения вследствие отсутствия психики у ребенка |
Однако большинство перинатальных психологов относится к подобным заявлениям крайне осторожно, скептически и даже враждебно. Они считают, что в лучшем случае такие программы улучшают и укрепляют эмоциональные связи между ребенком и родителями. Хотя и это происходит не за счет качества программ, а за счет большего времени, которое родители уделяют внутриутробному ребенку [11]. В России активное воздействие на внутриутробного ребенка осуществляется, например, при помощи метода «Сонатал» – музыкальной стимуляции плода и новорожденного. Данный метод был разработан в середине 1990-х гг. М. Л. Лазаревым. Автор программы и его последователи показывают, что у беременных женщин, занимавшихся по данной методике, меньше осложнений во время беременности (по сравнению с контрольной группой), роды чаще проходят без патологий, после рождения дети опережают сверстников по психомоторным реакциям [14; 35].
Другие пренатальные педагоги, например, Ж. В. Цареградская, убеждены, что прямое целенаправленное внешнее воздействие отрицательно сказывается на развитии плода. Внутриутробный ребенок, по их мнению, настороженно относится к любым вторжениям в свой мир, его негативная реакция выражается в бурных шевелениях либо в полном их отсутствии – замирании. Утверждается, что когда будущие отцы кладут руку на живот беременной женщины и пытаются мысленно или вслух разговаривать с ребенком, это вызывает страх ребенка, выражающийся в прекращении движений и замирании, а любые попытки обучения плода разрушительно сказываются на его нервной системе. По мнению Ж. В. Цареградской, пренатальная педагогика должна быть направлена на создание оптимальных условий для беременной женщины. Чтобы создать благоприятные предпосылки для развития интеллекта ребенка, беременной рекомендуется все делать в свое удовольствие, а главное, заниматься творческой деятельностью, раскрывать свой творческий потенциал, а не изобретать новые способы общения с ребенком [59]. Таким образом, в этом случае в центре внимания пренатальных педагогов находится беременная женщина. Стимуляция ребенка осуществляется косвенно, опосредованно – через мать.
Рождение ребенка является кризисным явлением не только для женщины, ребенка, но и для всей семьи и причисляется к нормативным кризисам семьи. Появление новорожденного может укрепить супружеские отношения, но также может расшатать и даже разрушить их [48]. Именно поэтому И. В. Добряков полагает, что психологи, медики, психотерапевты при работе с беременной женщиной должны уделять внимание семейной системе в целом. В сеансах семейной перинатальной психотерапии участвует беременная женщина и её муж. Существенным моментом в процессе работы с супругами является беседа с ними о будущем ребёнке, обучение их вербальному, гаптономическому приёмам общения с плодом, установлению с ним обратной связи. При этом в работе активную роль играют не только супруги, но и будущий ребёнок. Подобные приемы помогают мобилизовать ресурсы супружеской подсистемы, улучшают коммуникации супругов, готовят их к разрешению будущих проблем, способствуют эмоциональному принятию новорождённого [19]. Таким образом, в этом случае в центре внимания пренатального педагога, точнее, психолога, семейная система, любое его воздействие направлено на рост взаимопонимания между супругами. Например, рассказ будущего отца о том, какая у ребенка будет мама, адресованный внутриутробному ребенку, прежде всего, укрепляет супружеские отношения, а их укрепление, в свою очередь, становится основой нормального прохождения кризиса, связанного с рождением ребенка.
Наконец, еще один взгляд на пренатальную педагогику предполагает отрицание ее необходимости. Полагая, что психика у внутриутробного ребенка отсутствует, некоторые психологи приходят к убеждению, что всякое пренатальное воздействие, в том числе, пренатальная педагогика не имеет смысла.
Сравнение знаний о периоде пренатального развития и о любых других периодах человеческой жизни со всей очевидностью показывает, что именно пренатальный период остается наименее изученным. Особенно это касается психического развития. Точно ответить на вопрос, есть ли у внутриутробного ребенка психическая жизнь, пока очень сложно. Возможно, в ближайшие десятилетия ученые найдут ответы на многие вопросы, касающиеся пренатального развития. Несмотря на отсутствие полноты в наших данных о пренатальном периоде, современные исследования позволяют составить представление о врожденных механизмах и биологических предпосылках развития человеческого организма и человеческой психики. Среда, в которой развивается ребенок внутриутробно, стабильна и имеет жестко заданные параметры: температурные, звуковые, связанные с питанием – этот факт признается всеми учеными. Переход от пренатальной жизни к постнатальной открывает новые возможности и ставит перед организмом и психикой ребенка новые задачи. При этом сам процесс перехода – роды – можно рассматривать как первый кризис в развитии человека.
Ключевые понятия
Внезародышевые части
Герминальный период
Тенденция развития «от общего к специфическому»
Пренатальная педагогика
Проксимодистальная тенденция развития
Тератоген
Триместры
Фетальный период
Цефалокаудальная тенденция развития
Эмбриональный период
Вопросы и задания для обсуждения
Приведите примеры проявления различных тенденций развития в пренатальном и постнатальном периодах.
Сравните особенности физического и психического развития внутриутробного ребенка в разные триместры беременности.
Составьте итоговую таблицу, характеризующую основные направления пренатального развития. Можно рассматривать развитие по месяцам, по триместрам беременности либо по периодам внутриутробного развития (параметры для сопоставления: физическое развитие, моторика, сенсорика, познавательные процессы, эмоциональные процессы, тератогены, благоприятные для развития факторы).
Охарактеризуйте основные взгляды психологов на психологический статус ребенка до рождения. Обоснуйте собственную точку зрения.
Проанализируйте аргументы сторонников и противников пренатальной педагогики.
Определите, верны ли следующие высказывания:
Основные тенденции роста и развития могут быть обнаружены как пренатально, так и постнатально.
В эмбриональном периоде происходит, в основном, функциональное развитие зародыша.
Самой первой в пренатальном периоде, по всей видимости, появляется слуховая чувствительность.
Спонтанная активность плода обеспечивает доступ стимуляции к органам чувств.
Пренатальная педагогика построена на предположении, что внутриутробный ребенок способен к научению.
Опираясь на гипотезу А. Н. Леонтьева о возникновении психики, необходимо предположить, что психика обнаруживается у ребенка пренатально.
Вставьте пропущенные слова:
Фетальный период продолжается от … до … .
Такой ход событий, при котором развитие происходит «от головы к ногам» и от центра тела к его периферии получил название … и … тенденции развития.
Сложно организованные движения, производимые плодом безо всяких раздражителей – это … .
Плаценту, пуповину, оболочки плода называют …. .
Способ установления контакта между родителями и плодом, заключающийся в обучении ребенка отвечать движением на постукивание по животу беременной женщины, получил название метода … .
Критерием психического в деятельностном подходе является … .
Практическая работа «Представления о пренатальном периоде»
Цель: обобщение знаний о пренатальном развитии ребенка.
Задание: Разработайте и апробируйте анкету относительно знаний о раннем развитии ребенка. Проведите исследование представлений о пренатальном периоде развития с выборкой одной из возрастных групп: юность, ранняя взрослость, средняя взрослость. Проанализируйте полученные результаты и сопоставьте их с современными представлениями о пренатальном периоде развития.
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию