5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
Система отношений человека к окружающему миру и самому себе является наиболее специфической характеристикой его личности. Смысл отношения состоит в том, что оно представляет собой одну из форм отражения человеком окружающей его действительности. Анализ личности как системы отношений требует рассмотрения родительского отношения, которое связывает личность с миром, выступая основой для выполнения человеком роли родителя и реализации деятельности по воспитанию ребенка.
Родительское отношение долгое время является объектом специального исследования представителей различных наук. Все концепции родительского отношения различаются, в первую очередь, в зависимости от тяготения к биологическим, социокультурным или психологическим детерминантам развития. Наиболее отчетливо в рассмотрении природы и содержания родительского отношения выделяются этологический (биологический), культурно-исторический и собственно психологический подход.
В рамках этологического подхода основой исследований родительского отношения является утверждением о том, что поведение человека аналогично поведению животных. При этом предполагается, что поведение человека видоизменено культурным влиянием и более сложными, чем у животных, когнитивными образованиями (A. Nash, S. H. Sternglanz, R. L. Trivers). В связи с этим этологи предпринимают попытки обнаружить врожденное, биологически заданное родительское (материнское) отношение. Как и психологи, придерживающиеся теории привязанности, они направляют свое внимание на изучение привязанности между матерью и ребенком и рассматривают привязанность как врожденный биопсихический механизм, одинаковый для человека и животных. Первым шагом к возникновению привязанности считается ранний контакт матери с ребенком.
Другое важное направление этологических исследований – это определение ключевых стимулов, запускающих поведение матери. К числу ключевых стимулов были отнесены морфологические особенности новорожденного ребенка (большая по сравнению с телом голова, пухлые щеки и конечности и т. п.), его движения, позы, запах и голосовые реакции [54]. Например, эксперименты показывают, что матери узнают запах своих детей уже на третий день после родов. Специфически человеческим стимулом считается улыбка младенца.
Определение факторов, которые могут способствовать увеличению родительского вклада в защиту жизни потомства – это третье направление этологических исследований. Среди этих факторов – стабильная структурированная среда, трудные физические условия, пищевая специализация и охотничий образ жизни, которые по отдельности или в сочетании друг с другом благоприятствуют усилению родительской заботы [41].
Основной вывод, который делается учеными в рамках этологического подхода, парадоксален: несмотря на наличие биологических предпосылок формирования родительского отношения, основную роль в его становлении играют социокультурные факторы.
В рамках культурно-исторического подхода к родительскому отношению исследователи делают акцент на сравнительно- исторических данных, которые убедительно показывают, что родительское отношение – продукт длительного и противоречивого развития. Как отмечает И. С. Кон, для первобытного общества нормой была амбивалентность по отношению к детям: иметь детей считалось почетным, но широко была распространена практика инфантицида. В эпоху античности и раннего средневековья ребенок считался собственностью родителей, а инфантицид оставался нормой. Ряд объективных причин, в том числе, высокая детская смертность, затруднял формирование привязанности между родителями и детьми. Детоцентристская ориентация утвердилась в общественном сознании только в конце XVIII – начале ХIХ века. Э. Бадинтер попыталась проследить историю материнских установок на протяжении нескольких столетий и пришла к выводу, что материнская любовь – это миф, а женщина становится «лучшей» или «худшей» матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство [41].
Еще более от культурно-исторических условий зависит институт отцовства [29]. Рамки отцовской роли очерчены слабее, чем материнской. Мысль о слабости современных отцов – один из самых распространенных стереотипов. Ученые констатируют рост безотцовщины, бедность отцовских контактов с детьми, педагогическую неумелость отцов, незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции. При этом одни ученые полагают, что происходит быстрое ослабление отцовского начала, другие – считают, что отцы никогда не играли большой роли в воспитании детей [цит. по 41].
В собственно психологических исследования в настоящее время можно выделить два основных направления в анализе родительского отношения. В первом случае в центр внимания исследователя помещается благополучие ребенка, то есть родительское отношение рассматривается с точки зрения обеспечения условий для развития ребенка. Во втором случае родительское отношение анализируется как часть личностной сферы взрослого человека.
В контексте перинатальной психологии при анализе раннего развития ребенка, необходимо рассмотреть родительское отношение как условие для развития ребенка. В этом случае можно определить родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка и его поступков [34].
В классическом психоанализе, согласно З. Фрейду и А. Фрейд, мать выступает для ребенка и первым источником удовольствия, и первым «контролером»; в теории привязанности потребность ребенка в контакте с матерью объясняется через филогенетически закрепленные адаптивные механизмы; в теории социального научения взаимодействие матери и ребенка рассматривается как взаимное стимул-реактивное поведение, изменяющееся в процессе взаимного научения. В рамках деятельностного подхода (Г. С. Абрамова, Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова-Замогильная, Л. С. Выготский) изучение родительского отношения основано на следующей предпосылке: взрослый является в развитии ребенка представителем человеческого рода, а его поведение – источник развития активности, эмоций, познавательной сферы, общения и самосознания ребенка [27].
Обсудим результаты исследований, направленных на выявление роли матери и отца в развитии ребенка раннего возраста.
В многочисленных исследованиях материнской депривации (то есть лишения ребенка матери) показано, что успешное развитие ребенка раннего возраста зависит от его взаимодействия с матерью [12; 24; 42; 50]. Поведение женщины постоянно меняется, начиная с первых дней жизни младенца. Формируется специфическая речь, развивается повторение мимической и вокальной экспрессии ребенка, что является основой для становления материнско-детских отношений. В рамках этих отношений осуществляется психомоторное и речевое развитие ребенка и его ранняя социализация.
Достаточно много для понимания роли матери в развитии новорожденного и младенца дает теория привязанности. Проведенные в течение последних двадцати лет исследования показали стабильность проявления типа привязанности у ребенка со временем, а также связь между привязанностью и последующим развитием. Обнаружено, что различие в качестве привязанности находит отражение в проявлении эмоций, торможении поведения, робости, в знаниях о себе и о матери, в упорстве и энтузиазме при выполнении задания, в качестве игры, в решении проблем. Дети со сформированной безопасной привязанностью к матери в двухлетнем возрасте более настойчивы при решении проблем, принимают помощь матери, проявляют меньше реакций дистресса и больше положительных аффектов, в большей степени исследуют живые и неодушевленные предметы, используют инструменты, больше сотрудничают и более уступчивы. В три года они бывают более общительны с ровесниками, а в пять лет обнаруживают более высокую самооценку, уровень эмпатии и компетентности в общении со сверстниками [13]. В то же время, по мнению Э. Фромма, мать не должна мешать ребенку взрослеть, частью ее жизни должно быть желание, чтобы ребенок стал независимым и отделился от нее. Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную и болезненную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери испытывают страх одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребенке. Подобные невротические отношения приводят к формированию у ребенка инфантильности, несамостоятельности, неуверенности в своих силах и возможностях [58].
Проблема эмоциональности матери и ее влияния на развитие ребенка также хорошо изучена многими исследователями. Известно, что ребенок с самого раннего возраста нуждается в эмоциональном участии взрослого, в сопереживании своим проблемам и трудностям. Однако природу родительской любви взрослые понимают по-разному. Чрезмерная строгость и требовательность матери ассоциируется для ребенка с равнодушием и отверженностью, что может порождать у него чувство неполноценности. Р. Ж. Мухамедрахимов отмечает влияние депрессии матери на поведение ребенка, его гибкость и способность к адаптации. Настроение ребенка может изменяться в соответствии с изменением настроения матери.
Была также подтверждена гипотеза о том, что матери, которые принимают сами себя (обладают позитивным вниманием к себе), с гораздо большей вероятностью воспринимают своих детей такими, какие они есть, чем матери, себя не принимающие. Кроме того, результаты психологических исследований показывают, что диапазон, в котором ребенок развивает позитивный образ «Я», зависит от того, в какой степени его родители способны принять себя [13].
Необходимо отметить, что мать с теми или иными личностными особенностями осуществляет определенный стиль воспитания. Стили воспитания описывают многие авторы. От того, какой стиль воспитания выбирает женщина, зависит развитие личности ребенка: ригидная мать требовательна в воспитании ребенка, она не может или не хочет идти на компромисс с ним; агрессивная, которой не свойственна гибкость в общении, склонна оставлять ребенка на периферии внимания [61].
Интеллектуальные особенности матерей и влияние этих особенностей на развитие ребенка – тема, мало изученная в психологии. Известно, что развитое воображение, наличие интеллектуальных интересов и высокий самоконтроль матери положительно сказываются на развитии наглядно-образного мышления ребенка. Умственная работоспособность и внимательность ребенка практически полностью формируются в зависимости от индивидуальных особенностей матери [10].
Материнская депривация может оказывать влияние и на речевое развитие ребенка раннего возраста. В ходе проведенного Е. Е. Ляксо с соавторами исследования ученые пришли к выводу, что несформированность взаимодействия в диаде мать – ребенок может стать причиной отставания ребенка в речевом развитии. По их мнению, матери в общении с ребенком используют разные «оттенки» речи. Выделение матерями слов посредством ударения и длительности помогает ребенку овладеть начальным лексиконом. У детей группы риска, воспитывающихся в условиях материнской депривации процессы взаимодействия со взрослыми слабы, в результате чего нарушается механизм, значимый для овладения ребенком речью. В то же время, если направить на ребенка «материнскую речь» и подкреплять любую его вокализацию имитацией, даже дети со значительным отставанием в речевом развитии обнаруживают прогресс коммуникативных навыков [44].
Что касается роли отца в развитии ребенка, данная проблема также, в основном, изучается в контексте депривации, то есть отсутствия влияния отца на ребенка. Впервые об отцовском влиянии на развитие личности ребенка заговорили в рамках психоанализа. З.Фрейд обратил внимание на роль отца в развитии полоролевой идентичности ребенка, а также в процессе становления его Сверх-Я.
Современные исследователи показывают, что влияние отца на ребенка начинается еще до рождения ребенка – через создание условий, благоприятных для беременной партнерши, то есть мужчина влияет на беременную партнершу, а также косвенно на внутриутробного ребенка. Позднее отец помогает развитию ребенка через игру. Игра матери и отца имеет различные функции. Мать в игре ухаживает за ребенком, старается его унять, игра с отцом способствует развитию моторики, освоению окружающего пространства и собственного тела [29].
Анализируя результаты зарубежных исследований, Ю. В. Борисенко отмечает, что отец позитивно влияет на когнитивное развитие ребенка, например, выявлена прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями сыновей. С. Барт показывает влияние отца на усвоение ребенком моральных норм, т. к. отец через слова и действия выражает отношение к поступкам ребенка, предоставляя модели поведения и моральную оценку, и задает рамки поведения, дисциплинирует ребенка. Отец играет более важную роль в формировании ответственности, чем мать, т. к. он придает больше значения самостоятельности, уважает независимость ребенка и предоставляет ребенку самому отвечать за свои поступки. Он оказывает влияние на формирование полоролевой идентичности ребенка: для мальчика доминантный и одновременно заботливый отец – модель для идентификации, для девочки теплые отношения с отцом – источник, чтобы гордиться своей женственностью, принимать себя как женщину [цит. по 29].
Хотя ранее считалось, что отсутствие у ребенка отца в период младенчества не столь важно, т. к. именно мать удовлетворяет потребности ребенка, в первую очередь, в общении и безопасности. Однако отсутствие отца приводит к тому, что роль матери непомерно возрастает, а перед ребенком отсутствует альтернативный вариант поведения.
Рассматривая родительское отношение в контексте перинатальной психологии, обнаруживаем, что раннее развитие ребенка происходит в тесном контакте с матерью. До середины пренатального периода взаимодействие матери и внутриутробного ребенка осуществляется на физиологическом уровне. До конца периода новорожденности их взаимодействие происходит на психофизиологическом уровне, в период младенчества физиологическое и психическое взаимодействие постепенно отделяются друг от друга, а после трех лет остается психический уровень взаимодействия [18]. То есть в пренатальном периоде мать является средой для развития ребенка, а после его появления на свет создает среду для развития. Отцовское отношение также опосредованно создает среду для развития ребенка, как в пренатальном, так и в раннем постнатальном периоде.
Нарушение родительского отношения приводит к самым неблагоприятным последствиям в раннем развитии ребенка. Своеобразным индикатором подобных нарушений может служить уровень психологической готовности к родительству.
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию