3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
С именем чешско-американского психолога С. Грофа связано открытие трансперсонального направления в психологии и психотерапии. Используя технику холотропного дыхания в психотерапевтической работе с измененным состоянием сознания пациентов, С. Гроф обнаружил и описал следы, оставленные в психике человека родовым процессом. Пациенты С. Грофа в ходе исследований вспоминали обстоятельства пренатального периода и своего появления на свет. С точки зрения С. Грофа, следы перинатального опыта образуют базовые перинатальные матрицы (БПМ) – устойчивые структуры, формирующиеся во время беременности и родов и являющиеся базовыми для всех психофизиологических реакций индивида, определяющие его стереотипы, стиль поведения, способы действий и избирательность к внешним событиям (приложение 1).
Первая базовая перинатальная матрица (матрица невинности) закладывается у ребенка, когда он находится в утробе матери, начиная с момента зачатия и до начала схваток. В этот период ребенок обычно испытывает ощущение комфорта и тепла, растворенности и единства с окружающим миром и постоянного присутствия кого-то более сильного и любящего рядом с собой. Ему не нужно никуда стремиться, ничего добиваться – у него все есть. Если сознание взрослого человека почему-либо попадает в первую матрицу, то человек испытывает по отношению к окружающему такие же чувства, какие испытывает ребенок в утробе. Он абсолютно удовлетворен миром и чувствует себя в гармонии с ним.
Если жизнь ребенка в утробе протекала неблагополучно – например, его мать переживала сильный стресс, хотела сделать аборт, – ребенок может чувствовать себя покинутым, одиноким. Став взрослым, такой человек может считать, что мир относится к нему агрессивно и враждебно, испытывать чувство обреченности от существования в нем, быть неспособным принимать решения и нести за них ответственность.
Вторая базовая перинатальная матрица (матрица жертвы) относится к периоду раскрытия – первой клинической стадии родов. Стабильное внутриутробное существование подходит к концу. Мир плода нарушен периодическими родовыми схватками, что создает ситуацию неопределенности и угрозы для жизни с различными признаками телесного дискомфорта. На этой стадии маточные схватки затрагивают плод, но шейка матки еще закрыта, и пути наружу нет. Мать и ребенок становятся источником боли друг для друга и вступают в биологический конфликт. У ребенка возникает ощущение, что мир, который был спокойным и безопасным, становится враждебным. Возникает первая в жизни человека безвыходная ситуация. То, что ребенок успел почувствовать в этот момент, определит его отношение в будущем к безвыходным ситуациям либо к ситуациям, которые представляются человеку безвыходными. Если этот период родов был благополучным, вполне вероятно, человек будет придерживаться в жизни мнения, что безвыходных ситуаций не бывает.
Если период от начала схваток до открытия родовых путей оказался неблагополучным, тогда любая напряженная ситуация в будущем может восприниматься им как безвыходная. Последствия периода родов для сознания человека могут быть достаточно тяжелы и приводить к формированию чувства вины, тревоги, комплекса неполноценности.
Третьей базовой перинатальной матрице (матрице борьбы) соответствует период прохождения по родовым путям. Ребенок, соединенный пуповиной с матерью, ощущает себя единым целым с ней. Когда он входит в родовые пути, то испытывает нечто, очень напоминающее смерть. В этот момент его охватывает ощущение глобальной катастрофы, разделения с собственным телом. Основное его стремление при этом – это желание выйти наружу, разрушить то, что мешает ему родиться. Ради этого ребенок собирает воедино все силы – именно в этот момент он получает первый опыт концентрации ради достижения цели. Однако, в отличие от второй матрицы, ситуация здесь не кажется безнадежной, а ребенок не является беспомощным, т. к. принимает участие в происходящем.
Интересно, что люди, появившиеся на свет в результате кесарева сечения и не получившие первого опыта борьбы, имеют склонность в тяжелых обстоятельствах ждать помощи извне [35].
Четвертая матрица (матрица любви и свободы) начинается и заканчивается в момент рождения. Ребенок испытывает освобождение, выход в бесконечное пространство, стресс от холода, чувство тяжести и ослепительный свет. Это состояние оказывается парадоксально схожим с переживаниями первой матрицы. Когда утихает дрожь и боль, давление и тяжесть, приходят тепло и покой, ребенок с удивлением обнаруживает себя вновь единым с бесконечным миром. Несмотря на всю схожесть, между состояниями первой и четвертой матриц есть одно весьма существенное различие. В первой матрице есть только изначальная нерасчлененность мира. В четвертой матрице остается опыт разделения, потери и возвращения, и единство мира воспринимается уже с учетом этого опыта. В этом опыте отсутствуют активность, борьба, но он дает чувство единства и свободы. Если появление ребенка на свет прошло благополучно и его сознание не оказалось под очень сильным влиянием третьей матрицы, то человек может воспринимать окружающий мир как единый, несмотря на то, что в нем присутствуют разделение и борьба, и ощущать себя при этом неразрывной составной частью этого мира. Если сознанию ребенка в период родов нанесена серьезная травма, например, он испытывал сильный недостаток кислорода, то может впоследствии воспринимать мир как враждебно настроенный по отношению к себе, а себя – беззащитным перед ним.
По мнению С. Грофа и его последователей, перинатальные матрицы проявляются на протяжении всей жизни человека. Одни люди в любых ситуациях чувствуют себя жертвами – они опускают руки при встрече с любыми трудностями, чувствуют себя виноватыми в любых конфликтах, недостойными любви, то есть у них преобладает вторая перинатальная матрица. Другие люди находятся в состоянии вечной агрессивной борьбы, им кажется, что без страданий и лишений ничего не добиться, у них преобладает третья матрица. Наконец, третьи воспринимают окружающий мир как единый, несмотря на то, что в нем присутствуют разделение и борьба, и ощущают себя при этом неразрывной составной частью этого мира, то есть находятся под влиянием четвертой матрицы [7].
Различные нарушения родового процесса (использование анестезии, стимуляция родовой деятельности и т. п.), а значит и негативное влияние перинатальных матриц, по мнению транперсональных психологов, можно преодолеть лишь в процессе психотерапии. Благодаря использованию терапевтических техник, например, дыхательных, человек как бы заново переживает свое рождение, в результате чего он может изменить привычные стереотипы и способы поведения.
Несомненным достоинством трансперсональной теории является ее обращение к опыту рождения. Кроме того, теория С. Грофа подтверждается в многочисленных исследованиях, участие в которых приняли тысячи взрослых людей по всему миру. В то же время жесткий детерминизм подхода С. Грофа, его ограниченность кратким этапом пренатального периода и процесса рождения делают данную теорию весьма слабо применимой на практике.
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию