logo
учебное пособие Белогай К Н Введение в перината

Заключение

В завершении обзора основных разделов перинатальной психологии, подчеркнем несколько ключевых моментов.

Современный этап развития перинатальной психологии можно охарактеризовать как время активного накопления данных о пренатальном периоде развития, новорожденности и младенчестве.

Перинатальная психология уже имеет собственный объект и предмет исследования, очерчен круг вопрос, на разрешение которых направлена данная область психологии.

Теоретическим основанием перинатальной психологии в России выступает подход, интегрирующий достижения зарубежных и отечественных парадигм: психоанализа, теории привязанности, учения о доминанте, разделов семейной психологии и психотерапии.

Основной задачей перинатальной психологии является создание интегративной модели для описания начала человеческой жизни и зарождения психики. Данная задача пока не решена, у психологов отсутствуют ответы на многие ключевые вопросы, в том числе на вопрос о моменте возникновения психики в онтогенезе. Несмотря на отсутствие согласия в вопросе о психологическом статусе внутриутробного ребенка, накоплен ряд важных фактов, например, относительно спонтанной активности плода, перцептивных возможностей младенцев и т. п.

Наряду с теоретическими проблемами рассматриваемый раздел психологии решает целый ряд практических задач, в первую очередь, связанных с психологическим сопровождением раннего развития ребенка и формирования родительского отношения как среды, обеспечивающей это развитие.

Анализ последних работ по перинатальной психологии позволяет выделить ключевую проблему, стоящую перед рассматриваемым направлением в настоящее время – это выработка единого концептуального подхода и, соответственно, категориального аппарата, который позволит создать единую стратегию, направленную на обеспечение репродуктивного здоровья человека и оптимизацию развития ребенка.