Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
Беременным женщинам предлагается выполнить на листе формата А4 цветными карандашами рисунок на тему: «Я и мой ребенок».
При анализе рисунка учитываются следующие формальные признаки: предметность, цвет и композиция.
Предметность рассматривается с точки зрения абстрактности – конкретности изображения, а также качественного анализа образов. Что касается изображения ребенка, то оно может быть символическим – посредством знака, предмета, символа; символически-натуралистическим – схематичным, с прорисовкой определенных частей тела; натуралистическим – узнаваемое, целостное изображение ребенка, в котором не идентифицируются физиологические особенности текущего этапа развития; натурально-медицинским – изображение ребенка в соответствии с физиологическими особенностями, характерными для данного периода внутриутробного развития. В некоторых случаях женщина изображает на рисунке только себя, ребенок как бы «спрятан» в ее животе.
Композиция включает анализ структуры, взаимосвязи и взаимного расположения отдельных элементов рисунка. Расположение на листе рассматривается как отнесенное к определенному субъективному моменту времени (слева – прошлому, справа – будущему), а также как характеристика ценностного отношения к объекту (сверху – высокая значимость, внизу – сниженная).
Категория «цвет» предполагает оценку количества цветов, их яркости и сочетания, позволяет интерпретировать эмоциональную составляющую образа и отношения к нему.
В исследовании Е. М. Агнаевой показано, что динамика образа от первого к третьему триместру беременности по параметру «предметность» происходит в направлении от символических изображений к более натуралистичным. От обобщенного образа, опосредованного общекультурными смыслами, связанными с представлениями о внутриутробном ребенке происходит переход к индивидуализированному образу ребенка, обладающему конкретными личностными и соматическими характеристиками. Изменения изображений по параметру «композиция» свидетельствует о том, что в процессе беременности увеличивается способность женщин воспринимать внутриутробного ребенка в настоящем времени, как присутствующего в реальном пространстве жизни.
С точки зрения Г. Г. Филипповой, наиболее диагностически значимыми являются следующие особенности рисунка:
отсутствие себя,
отсутствие ребенка,
замена образа себя и/или ребенка на символ, растение, животное,
ребенок «спрятан» в коляске, кроватке, животе матери,
изоляция ребенка,
пространственная дистанция с ребенком.
Основные параметры, которые анализируются в рисунке беременной женщины – это ценность ребенка, представление себя в роли матери, источники конфликта и тревоги. О ценности ребенка судят по наличию его фигуры на листе, степени прорисовки фигуры, расположению по отношению к матери, изоляции. Как женщина представляет себя в роли матери можно увидеть, оценив наличие ее фигуры на рисунке, прорисовку фигуры, расположение по отношению к ребенку, ее действия, изоляцию, наличие других членов семьи. Источником тревоги или конфликта может быть ребенок (на рисунке можно отследить, если он отсутствует, не прорисован, изолирован, отвернулся от матери, его фигура несколько раз перерисована, стерта либо происходит замена образа). Источником тревоги также может быть сама женщина (если ее фигура отсутствует, не прорисована, заметно стирание и перерисовка, она отвернулась от ребенка либо происходит замена образа). Внешние причины как источник конфликта диагностируются в том случае, если в рисунке есть изоляция от мира, наличие дома, других членов семьи, формальные признаки тревоги и угрозы.
По этим и другим показателям рисунки беременных женщин можно разделить на четыре группы.
Первая группа характеризуется благоприятной ситуацией протекания беременности. Формальные признаки, помогающие это установить, состоят в следующем: хорошее качество линий; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике; при наличии развернутого сюжета с дополнительными деталями (обстановка комнаты, дом, деревья и т. п.) изображение фигур матери и ребенка занимает большую часть листа; отсутствуют стирания, зачеркивания, перерисовки, рисование на обратной стороне листа; отсутствует длительное обсуждение (как и что рисовать) или отговорки (я не умею и т. п.); в процессе рисования наблюдаются положительные эмоции разной степени выраженности. Содержательные признаки благоприятной ситуации: наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не довлеют над фигурами женщины и ребенка; наличие совместной деятельности с ребенком; наличие телесного контакта (женщина держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан в кроватке, коляске, пеленках или животе матери и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, которого мать держит на руках является нормальным признаком); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому (особенно в третьем триместре беременности).
Для второй группы рисунков характерны незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности. Формальные признаки, позволяющие отнести рисунок ко второй группе: не очень четкие, прерывистые линии; обводка линий; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания (почвы, пола и т. п.); слабая штриховка. Содержательные признаки тревоги и/или конфликтности: наличие на рисунке матери и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; наличие супруга, других детей; большое количество дополнительных предметов, их большие размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т. п.), при этом женщина прикасается к ребенку или детали объекта, на котором он расположен; фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать.
Третья группа рисунков обнаруживает значительную тревогу и неуверенность в себе. Формальные признаки, объединяющие рисунки третьей группы: плохое качество линий; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве. Содержательные признаки рисунков данной группы: наличие на рисунке матери и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое количество дополнительных объектов, которые покрывают практически весь лист; тщательная прорисовка одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц женщины и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; наличие на рисунке нескольких членов семьи, матери женщины; контакт с ребенком может быть как в первой, второй группе или мать изображает себя рядом с ребенком, но без телесного контакта (например, протянутые друг к другу руки без прямого контакта); возраст ребенка дошкольный, к концу беременности приближается к младенческому.
Четвертая группа рисунков обнаруживает конфликт с беременностью или ситуацией материнства. Формальные признаки конфликта: отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие стираний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна темного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелкое изображение или важные части рисунка «не умещаются» на листе). Содержательные признаки конфликта: отсутствие на рисунке себя и/или ребенка; замена образа ребенка и/или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан в коляске, кроватке, животе матери или изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери (в кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т. п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры нарисованы со спины; отсутствие у фигур лица или тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры; возраст ребенка дошкольный, к концу беременности не снижается или даже увеличивается.
Ниже приведены рисунки, выполненные беременными женщинами в рамках дипломного исследования Н. В. Мартынчук [45]. Перед началом работы испытуемым давалась инструкция выполнить рисунок на тему «Я и мой ребенок». У всех женщин на момент обследования срок беременности составил 31-36 недель.
Рис. 2 Выполнен замужней женщиной 28 лет, вынашивающей второго ребенка
Рис. 3 Выполнен замужней женщиной 30 лет, вынашивающей первую беременность
Рис. 4 Выполнен замужней женщиной 32 лет, вынашивающей второго ребенка
Рис. 5 Выполнен замужней женщиной 24 лет, вынашивающей первого ребенка
Рис. 6 Выполнен замужней женщиной 30 лет, вынашивающей второго ребенка
Рис. 7 Выполнен замужней женщиной 23 лет, вынашивающей первого ребенка
Белогай
Ксения Николаевна
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию