logo
учебное пособие Белогай К Н Введение в перината

Периоды пренатального развития

Название

Длительность

Краткая характеристика

Герминальный

От зачатия до 10–14-ого дня развития

Быстрое дробление зиготы и первичная организация клеток, формирование бластулы. Имплантация бластулы в стенку матки.

Эмбриональный (зародышевый)

До конца 8-й недели

Структурное развитие зародыша. Дифференцировка клеток, начало выполнения ими специфических функций. Формирование основных органов и систем организма из зародышевого диска. Формирование внезародышевых частей из наружного слоя клеток бластулы.

Фетальный (плодовый)

До рождения

Созревание плода, в основном, функциональное развитие всех систем организма.

Попав в матку в стадии бластулы, плодное яйцо прикрепляется к стенке матки и начинает постепенно погружаться в ее слизистую оболочку. Начинается имплантация яйца в стенку матки. Имплантация происходит в этот момент неслучайно. К исходу 7-х суток плодное яйцо израсходовало собственные запасы и для дальнейшего развития нуждается в новом источнике питания. Теперь таким источником должен стать материнский организм. Во время имплантации наружные клетки пузырька врастают, подобно корням, в слизистую оболочку матки, где быстро разрастаются и сильно ветвятся. Внутри разветвлений образуются мелкие кровеносные сосуды, которые будут питать новый организм до момента рождения.

Из зародышевого диска формируется тело будущего человека, из поверхностного слоя клеток – внезародышевые части, выполняющие поддерживающие, питающие и защитные функции в течение пренатального периода. Например, околоплодный пузырь (амнион) представляет собой заполненную жидкостью оболочку, выполняющую защитную функцию. Околоплодные воды образуются за счет секреции амниона и деятельности почек плода. Они способствуют обмену веществ зародыша и плода и оберегают от неравномерного давления стенок матки, в результате которого могли бы деформироваться внутренние органы.

Через плаценту – дисковое тканевое образование, развивающееся частично из тканей стенки матки, частично из наружного слоя клеток бластулы, внутриутробный ребенок получает питательные вещества и удаляет продукты жизнедеятельности. Процесс формирования плаценты продолжается до 16-й недели беременности параллельно с ростом и развитием ребенка. До окончания ее формирования железы внутренней секреции находятся под влиянием соответствующих желез матери, с 16-й недели плацента начинает функционировать как железа, секретирующая гормоны, и плод становится в этом отношении более независимым. В конце беременности диаметр плаценты достигает 15-18 см, толщина – 2-3 см, масса – 500-600 г. Нарушения деятельности плаценты могут привести к неблагоприятным последствиям, а ее повреждения, например отслойка, грозят гибелью ребенку.

Пуповина – это плотный тяж, который соединяет тело ребенка с плацентой. По ее кровеносным сосудам – двум артериям и одной вене – кровь течет от плода к плаценте и обратно. Пуповина образуется одновременно с плацентой и по внешнему виду напоминает шнур. Ее длина и толщина изменяются в соответствии с внутриутробным возрастом плода. К моменту родов длина пуповины доношенного плода в среднем равна 50-60 см, диаметр – примерно 1,5 см.

Вслед за герминальным наступает эмбриональный период развития (зародышевый). В этот период происходит закладка всех наиболее важных органов. Размеры ребенка к концу этого периода (к восьмой неделе) малы: вес примерно 4 грамма, длина от «макушки» до «ягодиц» – 27-35 мм, но уже сформированы системы, которые отличают человека от всех живых существ, зачатки внутренних органов, в том числе, головного и спинного мозга. Развиваются многие внешние телесные структуры (лицо, руки, ноги, пальцы на руках и на ногах), таким образом, в этот период происходит интенсивное структурное развитие зародыша. Именно поэтому в эмбриональном периоде ребенок наиболее уязвим для действия токсических агентов, вызывающих нарушение нормального развития – тератогенов.

Наконец, наступает фетальный период развития ребенка, который продолжается до рождения. Плод все больше становится похожим на человека, а с 12-й недели легко распознаваем. К этому моменту плод приобретает почти все свои органы и системы, хотя он и не способен пока к самостоятельному существованию. Плод начинает шевелиться, совершать различные движения. К 23-й неделе у него устанавливается цикл сна и бодрствования, синхронизированный с материнским, появляются первые рефлексы (например, сосательный).

В пренатальном развитии можно обнаружить ряд тенденций, общих для развития всех детей. Например, направление пренатального развития обычно происходит «от головы к ногам». Такой ход развития получил название цефалокаудальной тенденции. Аналогично этому развитие происходит от центра тела к его периферии. Такой ход развития называют проксимодистальной тенденцией. Например, размеры и темпы роста головы у зародыша и плода превосходят темпы роста тела. Так, у новорожденного размеры головы составляют примерно одну четверть длины его тела, тогда как у взрослого только одну десятую длины. Цефалокаудальная и проксимодистальная тенденции развития проявляются и в постнатальном периоде. Например, младенцы сначала выучиваются управлять движениями глаз и головы, затем – рук и кистей рук и, наконец, ног и ступней.

Первоначально плод реагирует на надавливание на кожу неспецифическими движениями, в которых задействовано все тело, затем двигательные реакции становятся более специфическими и локализованными, то есть прикосновение к ладони вызывает ее сжатие, к области рта – сосательные движения. Данная тенденция развития получила название «от общего к специфическому».

Наконец, с физическим развитием тесно связаны процессы дифференциации и интеграции. Сначала происходит дифференциация клеток на отдельные специализированные слои, затем наступает их интеграция в процессе образования систем организма. Интеграция, дифференциация, тенденция развития «от общего специфическому» также проявляются и в постнатальном развитии [11].

Естественно, выделенные тенденции развития лишь частично касаются становления человека как носителя психики, в большей степени затрагивают физическое его развитие. Обнаружить тенденции собственно психического развития крайне сложно. Это связано как с несовершенством методов исследования, так и с проблемой определения психического статуса внутриутробного ребенка. Искать тенденции психического развития в пренатальном периоде можно лишь в том случае, если мы утвердительно отвечаем на вопрос о наличии психики до рождения. Ответ на этот вопрос зависит от той концепции, которая взята за основу исследования.

Предположив, что психика начинает формироваться пренатально, можно выделить несколько наиболее вероятных тенденций ее развития. С одной стороны, пренатальное развитие не сводится к формированию отдельных органов чувств, также происходит их «настройка» на информацию, которая будет значима для ребенка после рождения, например, на голос матери и других близких взрослых. С другой стороны, пренатально формируется целый ряд рефлексов – сосательный, хватательный и др., значимость которых также проявится только после рождения. Так как внутриутробно подобные механизмы не имеют адаптивного значения, мы можем предположить, что направление пренатального развития таково, чтобы подготовить ребенка к постнатальной жизни.

При наблюдении за внутриутробным развитием близнецов удалось обнаружить тенденции к агрессии, отношения доминирования между ними, которые устанавливаются, возможно, еще внутриутробно, когда эмбрионы в условиях тесноты вынуждены конкурировать за питание, дыхание, движение и пространство. По данным Е. А. Сергиенко и др., один из близнецов может угнетать развитие другого, как за счет более интенсивного роста, так и характером эмоционального взаимодействия с ним. Например, при взаимодействии членов тройни двое из них могут изолировать и игнорировать третьего [цит. по 18]. Опираясь на подобные данные, можно даже предположить, что направление пренатального развития подготавливает ребенка к жизни в социуме, однако это лишь предположение, требующее серьезной проверки.

В качестве другой вероятной тенденции пренатального развития психики выделяется направленность развития на установление контакта внутриутробного ребенка с матерью. Известно, что плод способен не только реагировать на звуки, прикосновения к животу матери, но и «отвечать» на подобные стимулы движением (данное явление легло в основу перинатальной педагогики). По-видимому, такая способность дана ребенку для большей безопасности, для того, чтобы выносившая его женщина позаботилась о нем после его появления на свет.

Отметим, что выделенные тенденции – это не правила, не законы, а лишь общие направления пренатального развития, задающие определенные границы в данном процессе.