2.4. Пренатальная педагогика: за и против
Идеи о возможностях воздействия на плод, например, с целью его обучения, не новы. Подобные идеи высказывались и в эпоху Античности, и в период Средневековья. В конце ХХ в. ученые вновь обратились к возможностям пренатального обучения.
В 1988 г. П. Хеппер поставил эксперимент с группой беременных англичанок. Он разделил участвовавших в эксперименте женщин на две группы: в первую попали те, кто практически ежедневно смотрел популярный телесериал «Соседи», во вторую – те, кто практически не смотрел сериал. Через несколько часов после появления на свет их детей, экспериментатор проигрывал новорожденным музыкальную тему из этого сериала, когда они плакали. Дети матерей из первой группы, услышав музыку, переставали плакать и прислушивались. Дети матерей из второй группы никак не реагировали на музыку. Таким образом, был сделан вывод, что новорожденные чему-то научились еще внутриутробно [11].
Многочисленные эксперименты, подобные исследованию П. Хеппера, привели к возникновению целого практического направления – пренатальной педагогики. В самом общем смысле пренатальная педагогика представляет собой комплексное воздействие (через музыку, эстетические впечатления, положительные эмоции) на беременную, плод, семейную систему в целом, с целью оптимизации внутриутробного развития ребенка.
В настоящее время у пренатальной педагогики есть целый ряд приемов и методов, направленных на установление контакта родителей с плодом, например, метод гаптономии. Наблюдения за реакциями ребенка с помощью УЗИ показали, что примерно с 20 недель ребенок не только реагирует на прикосновения матери к животу, но и отвечает движением, непосредственно направленным в руку матери (для этого, правда, необходимо обучение в течение нескольких недель). Этот способ был обнаружен датским врачом Ф. Вельдманом, и сейчас он широко используется в практике пренатального обучения. Данные пилотажных исследований показывают, что при помощи метода гаптономии мать может не только взаимодействовать с ребенком, но и успокоить его. В одном таком исследовании мать «научила» ребенка к 7 месяцам отвечать постукиванием в свою ладонь сначала на пропевание мелодии, сопровождаемой отбиванием рукой такта, а затем только на один из этих стимулов, который она использовала как для инициации контакта, так и для успокоения ребенка [18].
Несмотря на рост популярности пренатальной педагогики, данное течение не является однородным. Представляется возможным выделить несколько позиций в организации воздействия на беременную и внутриутробного ребенка в зависимости от того, на ком или на чем делается акцент в системе проводимых мероприятий (таблица 4).
Некоторые специалисты пытаются применять способности плода к научению. Например, Р. Ван де Карр, основатель и президент «Пренатального университета» в Хейворде (США), считает, что ему удалось достичь в пренатальном обучении определенных результатов. Его цель – стимулировать развитие мозга плода с помощью программы, включающей такие упражнения как «перестукивание». То есть акцент в этом случае делается на внутриутробном ребенке и его непосредственной стимуляции. Будущие родители обучаются методу гаптономии, и, постукивая по животу женщины, громко произносят слова, поощряющие активность плода. Автор программы утверждает, что новорожденные, окончившие его университет, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения с родителями, чем те, кто не прошел программу.
Таблица 4
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию