Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
| Первое полугодие | Второе полугодие |
Проявляются
| Только в положительных эмоциогенных ситуациях | И в положительных, и в отрицательных эмоциогенных ситуациях |
Выражаются | В стремлении ребенка разделить со взрослым приятные переживания | В отрицательных эмоциогенных ситуациях – в поиске поддержки близкого взрослого |
Опосредование | Отсутствует | Предметами или действиями |
Различение поощряющих и запрещающих обращений взрослого | Присутствует, но любые обращения вызывают одинаковые – положительные эмоции и активизирую «комплекс оживления» | Запреты вызывают ярко выраженные отрицательные эмоции, поощрения – положительные |
Различение «чужих» и «своих» взрослых | Практически отсутствует. Узнавание близких взрослых проявляется в более ярких положительных эмоциях при встрече с ними | Появляется четкая дифференциация в отношении к близким и посторонним, избегание контактов с посторонними взрослыми |
Е. О. Смирнова отмечает, что в первом полугодии жизни (примерно до пяти месяцев) отношения ребенка и взрослого ничем не опосредованы, они не зависят от конкретных характеристик взрослого. Хотя уход за ребенком и связан с многочисленными предметными действиями, эта предметность еще не включена в отношения с ребенком. В этот период младенец также не реагирует на содержание обращений взрослого. Младенец различает поощряющие и запрещающие обращения взрослого, но на все слова и интонации, даже гневные и грубые, он отвечает яркими положительными эмоциями. Единственное, против чего он выражает протест, — это против своей «незамеченности». Характерно, что взрослый в этот период сочетает в себе ситуативность и всеобщность. Ребенок одинаково радуется всем взрослым, обращенным к нему. Он еще не боится и не отворачивается от посторонних людей. Узнавание близких взрослых проявляется в более ярких положительных эмоциях при встрече с ними, чем с незнакомыми людьми.
Таким образом, в первом полугодии жизни взрослый лишен для младенца какой-либо прагматической и функциональной определенности, у ребенка нет конкретных ожиданий, как должен вести себя взрослый по отношению к нему, он принимает его во всех проявлениях. Такое отношение младенца распространяется на всех взрослых, независимо от того, какие они и что они ему сделали.
С возникновения акта хватания видимого предмета и с началом предметных манипуляций (4—5-й месяц жизни) отношение ребенка ко взрослому перестраивается. Во-первых, в нем появляются прагматические и функциональные аспекты: младенец требует от взрослого новых предметов и, в некотором смысле, сам взрослый становится для ребенка средством для предметных манипуляций. Простого присутствия и обращенности оказывается недостаточно [16]. Во-вторых, ребенок начинает различать оценку своих действий. Экспериментально показано, что во втором полугодии ребенок начинает демонстрировать отрицательные эмоции, адресованные взрослому. Запреты и замечания взрослого не наносят никакого ущерба ребенку и осуществляются на фоне общего принятия и положительного отношения, но начинают вызывать негативное отношение ребенка, которое с возрастом нарастает [47]. В этом же возрасте происходит четкая дифференциация в отношении ребенка к близким и посторонним взрослым, появляется ярко выраженное избегание контактов с посторонними: ребенок начинает бояться незнакомых людей, категорически отказывается «пойти на руки» к малознакомому человеку, избегает зрительного и тактильного контакта с ним [16].
Подводя итоги характеристике развития в младенческом возрасте, отметим несколько важных моментов. Во-первых, ребенок от рождения обладает сложными когнитивными возможностями, которые позволяют ему воспринимать и запоминать окружающие явления, но настройка его когнитивных функций, их «доводка» происходит уже постнатально в ходе взаимодействия с разными ситуациями и предметами. Во-вторых, в период младенчества в процессе общения со взрослым происходит психологическое отделение ребенка от взрослого: у него появляются свои желания, ожидания, которые он проецирует на взрослого, формируются предличностные образования, например, активность, самоузнавание. Наконец, важно понимать, что все линии развития в младенческом возрасте – психомоторное, когнитивное, личностное и социальное развитие – взаимосвязаны и обладают неразрывным единством.
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию