Заключение
В завершении обзора основных разделов перинатальной психологии, подчеркнем несколько ключевых моментов.
Современный этап развития перинатальной психологии можно охарактеризовать как время активного накопления данных о пренатальном периоде развития, новорожденности и младенчестве.
Перинатальная психология уже имеет собственный объект и предмет исследования, очерчен круг вопрос, на разрешение которых направлена данная область психологии.
Теоретическим основанием перинатальной психологии в России выступает подход, интегрирующий достижения зарубежных и отечественных парадигм: психоанализа, теории привязанности, учения о доминанте, разделов семейной психологии и психотерапии.
Основной задачей перинатальной психологии является создание интегративной модели для описания начала человеческой жизни и зарождения психики. Данная задача пока не решена, у психологов отсутствуют ответы на многие ключевые вопросы, в том числе на вопрос о моменте возникновения психики в онтогенезе. Несмотря на отсутствие согласия в вопросе о психологическом статусе внутриутробного ребенка, накоплен ряд важных фактов, например, относительно спонтанной активности плода, перцептивных возможностей младенцев и т. п.
Наряду с теоретическими проблемами рассматриваемый раздел психологии решает целый ряд практических задач, в первую очередь, связанных с психологическим сопровождением раннего развития ребенка и формирования родительского отношения как среды, обеспечивающей это развитие.
Анализ последних работ по перинатальной психологии позволяет выделить ключевую проблему, стоящую перед рассматриваемым направлением в настоящее время – это выработка единого концептуального подхода и, соответственно, категориального аппарата, который позволит создать единую стратегию, направленную на обеспечение репродуктивного здоровья человека и оптимизацию развития ребенка.
- Введение
- Глава 1. Перинатальная психология – новая область исследования и практики
- История возникновения перинатальной психологии
- Предмет, задачи и структура перинатальной психологии
- Область исследования перинатальной психологии
- Методы исследования раннего развития ребенка
- Эксперимент в перинатальной психологии
- Глава 2. Развитие в пренатальном периоде
- 2.1. Тенденции и периоды пренатального роста и развития
- Периоды пренатального развития
- 2.2. Развитие ребенка по триместрам беременности
- 2.3. Проблема определения психологического статуса ребенка до рождения
- 2.4. Пренатальная педагогика: за и против
- Пренатальная педагогика
- Глава 3. Психология рождения
- 3.1. Кризис рождения
- Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
- 3.2. Теория с. Грофа в перинатальной психологии
- 3.3. Дискуссия о «мягких родах»
- Глава 4. Раннее постнатальное развитие
- 4.1. Характеристика периода новорожденности
- Характеристики «комплекса оживления»
- 4.2. Основные линии развития в период младенчества
- Характеристики аффективно-личностных связей ребенка со взрослыми в первом и втором полугодии жизни
- 4.3. Теория привязанности в объяснении развития ребенка
- Глава 5. Родительское отношение в перинатальном аспекте
- 5.1. Родительское отношение как условие развития ребенка
- 5.2. Формирование психологической готовности к родительству
- 5.3. Психология беременности
- Мотивация беременности
- 5.4. Учение о доминанте и типы переживания беременности
- 5.5. Практическая работа с семьей в перинатальной психологии
- Заключение
- Глоссарий
- Библиографический список
- Сравнение основных подходов к оказанию помощи семье в перинатальной психологии
- Краткие рекомендации по интерпретации проективной рисуночной методики «я и мой ребенок»
- Введение в перинатальную психологию