§ 17. Навыки, умения, их классификация
В структуре сознательной, целенаправленной деятельности человека, решающего определенные профессиональные задачи, вычленяются .компоненты, которые складываются в процессе обучения, а затем совершенствуются под влиянием профессионального опыта. Это умения и навыки.
Как отмечал С. Л. Рубинштейн, важная роль навыков заключается в том, что они разгружают сознательную деятельность от регулирования относительно элементарных актов, вследствие чего ода может направляться на решение более сложных задач [91, с. 553].
Умения относятся к навыкам так же, как программа действия к его реализации. Умения шире навыков, они предполагают разные варианты реализации действий. Один из вариантов реализации в силу его наибольшей адекватности повторяющейся задаче может закрепиться, автоматизироваться, т. е. стать навыком. Например, грамотный человек умеет написать свою фамилию пером, мелом, кистью, выбить зубилом на металле или выжечь на дощечке фокусированным солнечным лучом. Но когда тот же человек ставит свою подпись на документе, описанное выше умение выступает уже в форме навыка со всеми присущими ему чертами: скоростью, стереотипностью, автоматизированностью, экономностью движений. В структуре того же умения может иметь место и второй, а иногда более двух автоматизированных вариантов реализации программы действия. Например, художник подписывает свои картины кистью так же привечно, как ставит подпись пером на бумаге. Умение диспетчера вести служебные переговоры включает целый ряд навыков: моторные (оперирование тумблером или кнопкой переговорного устройства), сенсорные (например, вычленение речевых сообщений на фоне шума), речемоторные (например, регулирование громкости своего голоса в соответствии с чувствительностью микрофона) и др.
Классификация умений, предложенная Е. А. Милеряном [71], включает следующие их группы: познавательные, общетрудовые политехнические умения, конструктивно-технические, организационно-технологические и операционно-контрольные. Данная классификация позволяет сравнивать между собой различные профессии по преобладанию того или иного типа умений.
Ю. 3. Гильбух [18] предложил классификацию умений в соответствии с основными этапами обработки информации оператором в системе «человек — машина». Он разделил все трудовые умения на три большие группы: 1) умения, используемые для приема информации; 2) умения, необходимые для сохранения и переработки информации; 3) умения, с помощью которых передается переработанная информация.
К группе умений, используемых для восприятия информации, относятся сенсорные, перцептивные и аттенционные.
Сенсорные умения служат для восприятия информации об отдельных свойствах предметов и явлений трудового процесса, а также о внутреннем, физиологическом состоянии организма самого работающего. Они основаны на различных ощущениях: зрительных, слуховых, осязательных, вибрационных, вкусовых и т. д.
Перцептивные умения используются для восприятия с помощью анализаторов целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их свойств и пространственно-временных характеристик. Эти умения составляют один .из главных компонентов квалификации любого оператора, и прежде всего работающего за пультом управления автоматизированной системы. Возрастающая роль этих умений в трудовом процессе — одна из отличительных особенностей современного производства. Примеры перцептивных умений: опознание различных сигналов на экране радиолокатора, выделение полезных сигналов из шума при радиоприеме, определение на глаз величины предметов, расстояния до неподвижных и движущихся объектов и т. д.
С перцептивными умениями органически связаны аттенционные. С их помощью организуется целенаправленное восприятие профессионально значимой информации. К этому типу умений относятся умение распределять свое внимание на ряде существенных элементов рабочей ситуации, умение непрерывно сохранять состояние бдительности и быстро реагировать на возможные появления сравнительно редких сигналов, умение переключать внимание с одного объекта на другой с оптимальной скоростью и в необходимой последовательности.
К группе умений, используемых для хранения и переработки информации, относятся анемические, мыслительные и имажинигивные умения.
Мнемические умения оператора связаны с функционированием двух типов памяти: долгосрочной и краткосрочной (или оперативной), причем второй тип особенно характерен для деятельности диспетчера. Оперативная память попользуется для сохранения вновь воспринятой информации в течение относительно короткого периода времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долгосрочной памяти.
Примерам использования мнемических умений, основанных на функционировании краткосрочной памяти, может служить быстрое запоминание оператором серии последовательно появляющихся сигналов для их последующего декодирования и анализа. Мнемические умения, основанные на функционировании долгосрочной памяти, используются для запоминания, длительного хранения и периодического воспроизведения различных профессиональных знаний, в частности сведений о характеристиках объектов управления, алгоритмов, решения типичных задач и т. п.
В процессе функционирования мыслительных умений происходит переработка информации, хранящейся как в оперативной, так и в долгосрочной памяти, в целях принятия решения о необходимых воздействиях на управляемый объект. Примерами использования мыслительных умений могут служить определение наладчиком характера и причин неполадок в работе технического устройства, регулирование аппаратчиком технологического процесса переработки сырья в непрерывном химическом производстве, основанное на логическом анализе причин, вызвавших то или иное отклонение от заданных параметров, и т. п.
Функционирование имажинитивных умений представляет собой процесс мысленного построения образов таких предметов или явлений, которые непосредственно не воспринимались оператором. При этом он опирается на имеющиеся у него понятия и представления о родственных предметах или явлениях. В зависимости от наличия или отсутствия готовых словесных или графических описаний процесс построения образов (объекта или ситуации) носит либо репродуктивный, либо творческий характер. Примером использования умений первого типа может служить построение рабочим образа незнакомого механизма по рабочим чертежам. К имажинитивным умениям второго типа следует отнести такие умственные операции, как экстраполяция маршрута и времени движения самолета диспетчером в системе управления воздушным движением или сведение пилотом показаний отдельных приборов в единое представление о режиме полета самолета.
В группе умений, используемых для передачи переработанной информации, центральное место принадлежит сенсояоторным и перцептивно-моторным умениям, которые применяет оператор для непосредственной реализации принятых решений, воздействуя на органы управления машины, на инструменты, приборы, материалы. Присущая современному производству тенденция к резкому сокращению роли больших мышечных усилий в трудовом процессе сопровождается увеличением удельного веса сенсомоторных актов, связанных с быстрым и точным манипулированием мелкими объектами.
Умения этого типа представляют собой способность координированно выполнять перцептивно-моторные действия. Примерами могут служить управляющие движения водителя, осуществляемые в ответ «а определенные сигналы, характеризующие состояние дорожно-транспортной обстановки; двигательные акты машинистки, печатающей под диктовку или по письменному тексту.
- Оглавление
- Раздел I психология труда г л а в а 1 история психологии труда, ее предмет и задачи
- § 1. Предмет психологии труда
- § 2. История возникновения и развития психологии труда
- § 3. Задачи психологии труда
- § 4. Понятие и критерии профессиональной успешности
- § 5. Пути становления гармонии между человеком и профессией
- Глава 3. Психологическое изучение профессий
- § 6. Профессиография
- § 7. Изучение профессий с позиций системного подхода
- § 8. Методы психологического изучения профессий
- Профессиографические методы
- IV. Причины отклонений
- V. Принятие решения
- VI. Ошибки
- Личностные методы
- Алгоритмический метод описания трудового процесса
- Структурный метод
- Системный анализ
- Глава 4. Профессионально значимые свойства и их динамика
- § 9. Индивидуально-типологические свойства
- § 10 Сенсорные и перцептивные свойства
- § 11. Аттенционные свойства
- § 12. Психомоторные свойства
- § 13. Мнемические свойства
- § 14. Имажинитивные свойства
- § 15. Мыслительные свойства
- § 16. Волевые свойства
- Глава 5 формирование профессиональных умений и навыков
- § 17. Навыки, умения, их классификация
- § 18. Этапы формирования навыков
- § 19. Тренировка и тренажеры
- § 20. Интеллектуальные умения
- § 21. Критерии обученности
- § 22. Психологические предпосылки переучивания
- Глава 6 мотивы профессиональной деятельности
- § 23. Классификация и структура мотивов
- § 24. Методы исследования мотивов
- Глава 7. Состояния человека в труде
- § 25. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация
- § 26. Состояние утомления
- § 27. Состояние монотонности
- § 28. Эмоциональное напряжение
- § 29. Состояние психологической готовности к деятельности
- § 30. Условия труда и психические состояния человека
- § 31. Индивидуализация условий труда
- § 32. Методы оценки психических состояний человека
- Глава 8 прогнозирование успешности деятельности
- § 33. Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности
- § 34. Этапы разработки системы прогнозирования успешности деятельности
- § 35. Требования к процедуре исследования профессионально значимых свойств
- 1. Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера увд
- II. Требования к психике диспетчера увд
- Требования к сенсорным и перцептивным свойствам
- Требования к аттенционным свойствам.
- Требования к мнемическим свойствам.
- Требования к имажинитивным свойствам.
- Требования к мыслительным свойствам.
- Требования к психомоторным свойствам.
- Требования к речевым и коммуникативным свойствам.
- Эмоционально-волевые свойства.
- Раздел II
- Глава 1 инженерная психология как наука
- § 1. Определение инженерной психологии
- §2. Цель и стратегия инженерной психологии
- §3. Задачи инженерной психологии
- Глава 2 инженерно-психологическое проектирование деятельности
- § 4. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 5. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования
- § 6. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования
- IV. Разработка обслуживающей подсистемы
- V. Достижение заданных надежности и эффективности функционирования системы
- VI. Разработка дистанционной подсистемы
- Г л а в а 3 методы инженерно-психологического проектирования деятельности
- § 7. Качественные методы
- § 8. Количественные методы
- § 9. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании
- Г л а в а 4
- § 10. Организация взаимодействия человека с эвм
- §11. Инженерно-психологические вопросы организации диалога «человек — эвм»
- § 12. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из эвм
- § 13. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в эвм
- § 14. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации
- * * *