logo search
Дмитриева, Крылов, Нафтельев - Психология труда и инженерная психология - 2005 / Дмитриева М

§ 17. Навыки, умения, их классификация

В структуре сознательной, целенаправленной деятельности человека, решающего определенные профессиональные задачи, вычленяются .компоненты, которые складываются в процессе обучения, а затем совершенствуются под влиянием профессио­нального опыта. Это умения и навыки.

Как отмечал С. Л. Рубинштейн, важная роль навыков заклю­чается в том, что они разгружают сознательную деятельность от регулирования относительно элементарных актов, вследствие чего ода может направляться на решение более сложных задач [91, с. 553].

Умения относятся к навыкам так же, как программа дей­ствия к его реализации. Умения шире навыков, они предпола­гают разные варианты реализации действий. Один из вариантов реализации в силу его наибольшей адекватности повторяющей­ся задаче может закрепиться, автоматизироваться, т. е. стать навыком. Например, грамотный человек умеет написать свою фамилию пером, мелом, кистью, выбить зубилом на металле или выжечь на дощечке фокусированным солнечным лучом. Но ког­да тот же человек ставит свою подпись на документе, описанное выше умение выступает уже в форме навыка со всеми прису­щими ему чертами: скоростью, стереотипностью, автоматизированностью, экономностью движений. В структуре того же уме­ния может иметь место и второй, а иногда более двух автомати­зированных вариантов реализации программы действия. Напри­мер, художник подписывает свои картины кистью так же привечно, как ставит подпись пером на бумаге. Умение диспетчера вести служебные переговоры включает целый ряд навыков: моторные (оперирование тумблером или кнопкой переговорного устройства), сенсорные (например, вычленение речевых сообще­ний на фоне шума), речемоторные (например, регулирование громкости своего голоса в соответствии с чувствительностью микрофона) и др.

Классификация умений, предложенная Е. А. Милеряном [71], включает следующие их группы: познавательные, общетру­довые политехнические умения, конструктивно-технические, организационно-технологические и операционно-контрольные. Данная классификация позволяет сравнивать между собой различные профессии по преобладанию того или иного типа умений.

Ю. 3. Гильбух [18] предложил классификацию умений в соот­ветствии с основными этапами обработки информации операто­ром в системе «человек — машина». Он разделил все трудовые умения на три большие группы: 1) умения, используемые для приема информации; 2) умения, необходимые для сохранения и переработки информации; 3) умения, с помощью которых передается переработанная информация.

К группе умений, используемых для восприятия информации, относятся сенсорные, перцептивные и аттенционные.

Сенсорные умения служат для восприятия информации об отдельных свойствах предметов и явлений трудового процесса, а также о внутреннем, физиологическом состоянии организма самого работающего. Они основаны на различных ощущениях: зрительных, слуховых, осязательных, вибрационных, вкусовых и т. д.

Перцептивные умения используются для восприятия с по­мощью анализаторов целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их свойств и пространственно-времен­ных характеристик. Эти умения составляют один .из главных компонентов квалификации любого оператора, и прежде всего работающего за пультом управления автоматизированной систе­мы. Возрастающая роль этих умений в трудовом процессе — одна из отличительных особенностей современного производства. Примеры перцептивных умений: опознание различных сигналов на экране радиолокатора, выделение полезных сигналов из шума при радиоприеме, определение на глаз величины предме­тов, расстояния до неподвижных и движущихся объектов и т. д.

С перцептивными умениями органически связаны аттенцион­ные. С их помощью организуется целенаправленное восприятие профессионально значимой информации. К этому типу умений относятся умение распределять свое внимание на ряде сущест­венных элементов рабочей ситуации, умение непрерывно сохра­нять состояние бдительности и быстро реагировать на возмож­ные появления сравнительно редких сигналов, умение переклю­чать внимание с одного объекта на другой с оптимальной ско­ростью и в необходимой последовательности.

К группе умений, используемых для хранения и переработки информации, относятся анемические, мыслительные и имажинигивные умения.

Мнемические умения оператора связаны с функционирова­нием двух типов памяти: долгосрочной и краткосрочной (или оперативной), причем второй тип особенно характерен для дея­тельности диспетчера. Оперативная память попользуется для сохранения вновь воспринятой информации в течение относи­тельно короткого периода времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долго­срочной памяти.

Примерам использования мнемических умений, основанных на функционировании краткосрочной памяти, может служить быстрое запоминание оператором серии последовательно появ­ляющихся сигналов для их последующего декодирования и ана­лиза. Мнемические умения, основанные на функционировании долгосрочной памяти, используются для запоминания, длитель­ного хранения и периодического воспроизведения различных профессиональных знаний, в частности сведений о характеристиках объектов управления, алгоритмов, решения типичных задач и т. п.

В процессе функционирования мыслительных умений проис­ходит переработка информации, хранящейся как в оперативной, так и в долгосрочной памяти, в целях принятия решения о необ­ходимых воздействиях на управляемый объект. Примерами использования мыслительных умений могут служить определе­ние наладчиком характера и причин неполадок в работе техни­ческого устройства, регулирование аппаратчиком технологиче­ского процесса переработки сырья в непрерывном химическом производстве, основанное на логическом анализе причин, вызвав­ших то или иное отклонение от заданных параметров, и т. п.

Функционирование имажинитивных умений представляет собой процесс мысленного построения образов таких предметов или явлений, которые непосредственно не воспринимались опе­ратором. При этом он опирается на имеющиеся у него понятия и представления о родственных предметах или явлениях. В зави­симости от наличия или отсутствия готовых словесных или гра­фических описаний процесс построения образов (объекта или ситуации) носит либо репродуктивный, либо творческий харак­тер. Примером использования умений первого типа может слу­жить построение рабочим образа незнакомого механизма по рабочим чертежам. К имажинитивным умениям второго типа следует отнести такие умственные операции, как экстраполяция маршрута и времени движения самолета диспетчером в системе управления воздушным движением или сведение пилотом пока­заний отдельных приборов в единое представление о режиме полета самолета.

В группе умений, используемых для передачи переработан­ной информации, центральное место принадлежит сенсояоторным и перцептивно-моторным умениям, которые применяет оператор для непосредственной реализации принятых решений, воздей­ствуя на органы управления машины, на инструменты, приборы, материалы. Присущая современному производству тенденция к резкому сокращению роли больших мышечных усилий в тру­довом процессе сопровождается увеличением удельного веса сенсомоторных актов, связанных с быстрым и точным манипу­лированием мелкими объектами.

Умения этого типа представляют собой способность координированно выполнять перцептивно-моторные действия. Приме­рами могут служить управляющие движения водителя, осуществ­ляемые в ответ «а определенные сигналы, характеризующие состояние дорожно-транспортной обстановки; двигательные акты машинистки, печатающей под диктовку или по письменному тексту.