logo
Дмитриева, Крылов, Нафтельев - Психология труда и инженерная психология - 2005 / Дмитриева М

§ 10 Сенсорные и перцептивные свойства

В трудовой деятельности могут найти применение практи­чески все виды чувствительности—от зрительной и слуховой до вскусовой и обонятельной. Но было бы неверно подходить к ин­дивиду как к случайному набору различных видов чувствитель­ности, игнорируя структурный характер его сенсорной органи­зации.

Б. Г. Ананьев [2] предлагает рассматривать в качестве ос­новной характеристики сенсорики человека общий для данного индивида способ чувствительности, являющийся свойством сен­сорной организации человека в целом. Это общее свойство, называемое в психологии сенситивностью, входит в структуру темперамента. Несмотря на большое разнообразие видов и уровней чувствительности у одного и того же человека, сенситивность является общей, относительно устойчивой особен­ностью личности, которая проявляется в разных условиях, при действии самых разных по своей природе внешних раздражи­телей.

Тип нервной системы конкретного человека влияет на об­щий характер чувствительности всех его анализаторов. Ско­рость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия (у подвижных скорость ощущения больше, у тормозимого типа дифференцировка более точная и т. д.). Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, каковы сила нервных процессов, их подвижность и равновесие (более неустойчивая у возбудимого типа, инертная у тормоз­ного) . Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно зависит от силы нервных процес­сов— большая у слабого типа, наименьшая — у инертного.

Вследствие стабильности рассмотренной характеристики для профессий, предъявляющих повышенные требования к та­ким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности и т. п., реальным средством повышения эф­фективности деятельности специалистов является профессио­нальный отбор.

Вторая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности,— уровень чувствительности анализато­ров. Для развития разных видов чувствительности в общей сен­сорной организации человека характерна неравномерность: у одного и того же человека может быть повышенная чувстви­тельность в области пространственного различия или речевого слуха и одновременно пониженная чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или с его ведущей ролью, сформированной в результате дли­тельного профессионального опыта. Они определяют не только индивидуальные особенности приема информации, но и преобла­дание того или иного вида представлений в воображении, памя­ти, образном мышлении.

Насколько стабильна эта характеристика? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность реше­ния сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием профессионального опыта или специальной трени­ровки. Л. И. Селецкая исследовала зрительные дифференциаль­ные пороги рабочих-шлифовальщиков. Различительная чувстви­тельность опытных шлифовальщиков оказалась в 20 раз выше обычного уровня. В. И. Кауфман обнаружил высокую слуховую чувствительность у врачей-терапевтов, постоянно пользующихся для диагноза болезни ослушиванием больных, оценкой тонов и шумов сердца и легких, у авто- и авиамехаников, определяю­щих на слух состояние двигателя. Н. К- Гусев отмечал повы­шение абсолютной и разностной чувствительности вкусового анализатора у специалистов-дегустаторов [7, с. 91—93].

Опытные сталевары умеют быстро и точно определять тем­пературу печи по накалу стенок и свода мартеновской печи. При повышении температуры окраска огнеупорного материала из­меняется: красные оттенки переходят в розоватые, а затем в ослепительно белые. Точное описание всех тончайших оттен­ков цвета, характеризующих температуру накала, позволило составить специальные таблицы, в которых воспроизводились все цветовые оттенки печи. Впоследствии был смонтирован при­бор, еще более точно воспроизводящий оттенки цветов стенок печи. С помощью этого прибора учащиеся в сравнительно ко­роткий срок научились различать цвета так, как это делают опытные сталевары, опирающиеся на многолетний опыт [16].

Аналогичные результаты многочисленных исследований в об­ласти других анализаторов приводит в своей монографии Б. Г. Ананьев [2]. Однако вывод об изменении порогов чувстви­тельности, который делается в таких исследованиях, в большинстве случаев не имеет строгих доказательств. В одних случаях основанием для вывода об изменении порогов служит сравне­ние новичков и профессионалов; при этом не учитывается, что более высокий уровень чувствительности у работников с боль­шим стажем может быть следствием стихийного отсева работ­ников с более низкой чувствительностью анализаторов и соот­ветственно меньшей профессиональной успешностью. В дру­гих случаях повышение эффективности решения сенсорных задач достигалось в процессе специальной тренировки, заме­ры чувствительности до и после тренировки не производи­лись, поэтому нельзя делать вывод об изменении порогов толь­ко на основании улучшения результатов, что может быть след­ствием овладения сенсорными навыками.

Изучение сенсорных навыков [42, 81] показало, что они складываются из запаса сенсорных эталонов (представлений) и овладения способами оперирования образами, в частности сопоставления воспринимаемого сигнала с эталонным. Интере­сен факт,: подмеченный Я- К- Пономарем: если опытный специа­лист должен обнаружить неисправность в незнакомой аппара­туре, он обращается к такому же, но заведомо исправному при­бору, сравнивая их характеристики (зрительные, слуховые, кинестетические сигналы) на уровне первичных образов.

Исследователи провели экспериментальное формирование сложных перцептивных навыков («технического слуха») для выявления неисправностей в двигателях внутреннего сгорания и диагностических приемов извлечения информации о неисправ­ности радиоэлектронной аппаратуры и доказали возможность быстрого повышения результативности решения сенсорных и перцептивных задач у испытуемых, не обладающих повышен­ной чувствительностью. (Хотя среди профессионалов, самостоя­тельно выработавших аналогичные навыки, оказались именно специалисты с высоким уровнем чувствительности в профессио­нально-важной зоне.)

Таким образом, вопрос о сравнительной значимости изме­нения уровня чувствительности и сенсорных навыков для успеш­ности решения сенсорных задач остается открытым. По-види­мому, низкие пороги чувствительности служат предпосылкой для формирования соответствующих навыков, а процесс фор­мирования навыка, вербализация сигналов, интеллектуализа­ция процесса восприятия приводят к повышению чувствитель­ности.

Компенсирующая роль сенсорных и перцептивных навыков по отношению к соответствующим профессионально значимым свойствам несомненна. Сформированные сенсорные и перцеп­тивные навыки, абсолютная и различительная чувствительность разных анализаторов выступают в конкретной трудовой дея­тельности как «слаженный, сонастроенный ансамбль, работа которого подчинена определенным целям, распределена по функциям, совершается в определенной последовательности» [106, с. 77]. В структуре этой, сенсорной основы деятельности (СОД) выделяются ведущий или ведущие и вспомогательные анализаторы. Через ведущий анализатор поступает основная информация о ходе трудового процесса. Ведущее положение сохраняется анализатором или постоянно, или на отдельных этапах, операциях. Состав сенсорной основы трудовой деятель­ности может быть неизменным на протяжении всего трудового процесса, но может иметь место включение или выключение того или иного анализатора при переходе от операции к опе­рации.

Одним из важнейших факторов, определяющих структуру и функции СОД, А..В,. Филиппов считает конкретную матери­альную среду, с преобразованием которой связана профессио­нальная деятельность. Он отмечает, что если в старых видах труда сенсорная основа трудовой деятельности складывается вследствие естественных связей и отношений, существующих в объектах труда, то в условиях опосредованного упра1вления. (в работе оператора) важнейшее значение приобретает целена­правленное формирование сенсорной основы трудовой деятель­ности. Одним из перспективных направлений такого формирова­ния автор считает (и экспериментально это доказывает) расши­рение сенсорной основы трудовой деятельности за счет включе­ния тактильного, кинестетического и других анализаторов [106].

Исследования А. В . Филиппова, Ю. А. Каликинского, Л. К- Пономаря и других убедительно показывают, что по мере усложнения техники в ходе автоматизации требования к сен­сорным и перцептивным свойствам специалиста не только не снижаются, но перерастают в требование высокой сенсорной культуры. Одним из важнейших компонентов сенсорной куль­туры является культура наблюдения — полианализаторной, целенаправленной деятельности восприятия, опосредованного знаниями и мышлением. Профессиональное умение вести на­блюдение тесно связано с наблюдательностью как свойством личности: оно опирается на это свойство и в то же время раз­вивает его.